Предназначение мольберта в живописи
Использование мольберта позволяет художнику грамотно организовать рабочее пространство. Мольберт позволяет расположить полотно на уровне глаз. Поэтому художник целиком охватывает взглядом изображение с учетом освещения, что позволяет точнее передать цвета, тени, глубину, перспективу изображения, композицию.
Виды мольбертов по назначению и конструкции
На сегодняшний день выбор мольбертов необычайно широк, разнообразие моделей можно оценить на картинках ниже. Модели могут отличаться внешним видом, размером, материалом, способом установки, быть стационарными или мобильными, складными или разборными.
На выбор модели мольберта влияют вид творчества (портреты, пейзажи и др.), место работы (студия, домашняя мастерская, природа), размер будущей картины, необходимый наклон в работе, возраст художника (для детских мольбертов особые требования).
«Лира»
Простая конструкция в виде буквы «А» (конструкция на трёх стойках), придуманная художниками эпохи Ренессанса. Это универсальный напольный раскладной мольберт, наиболее популярный в живописи. Он может быть стационарным и мобильным, использоваться дома и в студии.
Подходящий мольберт для обучения живописи, а также для выставок картин благодаря изящной конструкции. Однако такой мольберт не подходит для акварели и других водных техник, так как его нельзя повернуть горизонтально для того, чтобы работа высохла.
Тренога
Тренога – подставка на трёх точках опоры, основным достоинством которой является компактность, небольшой размер, легкость. Наименее устойчивый и не столь надёжный, как другие мольберты. Однако подходит для новичков, художников, работающих на улице и у заказчиков на дому.
Обратите внимание!
-
Пуфик своими руками: ТОП-190 фото лучших схем и чертежей. Мастер-класс по изготовлению своими руками с полным описанием этапов работы
-
Как написать сценарий: рекомендации и лучшие способы написания сценария. Пошаговые мастер-классы для начинающих с подробными описаниями этапов
-
Медицинская маска своими руками: ТОП-140 фото лучших вариантов создания своими руками. Инструкция для изготовления маски в домашних условиях
Простейший случай
Временный мольберт-подрамник
Простейшим образом можно сделать мольберт – подрамник. Это временный держатель полотна, который может пригодиться, во-первых, если вы только пробуете себя – получится ли? Во-вторых, если вы пишете картины изредка; допустим, раз в году не каждый год вас в отпуске «пробивает на мазню». Художники, простите, но вы ведь сами еще и не такие выражения употребляете. И не только между собой келейно. В-третьих, мольберты-подрамники нередко используют живописцы-портретисты, работающие на дому у заказчика.
Первый ваш простейший мольберт лучше делать с передними ногами, являющимися продолжением боковин подрамника, см. рис. справа. При натягивании холста у ног оставляют его напуски. Когда картина готова, заднюю опору снимают, ноги аккуратно отпиливают, напуски холста прикрепляют к поперечинам. В дальнейшем те же ноги могут быть использованы при создании следующего опуса; тогда их прибивают сзади к подрамнику с уже натянутым холстом.
Примечание: некоторое достоинство мольберта-подрамника, особенно при работе на выезде – его не нужно никуда транспортировать или где-то хранить. Пока произведение не создается или когда уже создано, мольберта-подрамника просто не существует.
Студийный мольберт-станок в виде буквы «H»
Профессиональные художественные подставки, с расширенным, по сравнению с «лирой», функционалом. Такой мольберт имеет фиксаторы для холста, регулировки высоты и угла наклона для лучшего освещения.
Подходит для больших работ, благодаря жесткой конструкции и массивности. Может использоваться для работ в технике акварель и гуашь, если конструкция предусматривает поворот параллельно полу для сушки полотна.
Этюдник
Этюдник предназначен для пленэров – работе на природе. Это переносной мольберт, который можно носить на плече или спине, как рюкзак. Конструкция мольберта представляет собой ящик для хранения и переноса бумаги, краски, кистей.
Складные ножки позволяют легко транспортировать мольберт и быстро собирать его на природе.
Мольберт-мачта
Мольберт-мачта – лёгкий мольберт, предназначенный для экспозиций.
Обратите внимание!
- Как сделать копилку своими руками — лучшие способы изготовления копилки своими руками. Подробный мастер-класс для начинающих с фото и видео
- Холодный фарфор: особенности и способы изготовления в домашних условиях. Обзоры лучших рецептов + 120 фото
-
Украшение торта: ТОП-170 фото лучших идей украшения торта в домашних условиях + инструкция для начинающих с простыми схемами
Преимущества самодельного мольберта
Экономия и возможность изготовления мольберта по индивидуальным запросам – это основные плюсы в его самостоятельном изготовлении.
При всём богатстве выбора у художника, особенно начинающего, часто возникает вопрос, на что потратить средства, отложенные на хобби: на качественные краски, кисти, бумагу, холст или приобрести мольберт?
На красках и кистях экономить не стоит, так как их выбор отразится на качестве работы, а вот изготовить мольберт своими руками в домашних условиях вполне посильная задача.
Виды мольбертов
В магазинах можно встретить мольберты двух видов:
- На ножках
- Настольные
Мольберт на треноге занимает довольно много места. В результате его обычно ставят на стационарное место в детской, и довольно быстро он надоедает ребенку. Переносной настольный мольберт, который мы предлагаем вам сделать своими руками, можно поставить как в детской комнате, так и во дворе, его даже можно брать с собой в отпуск.
Материалы и инструменты для самодельного мольберта
В домашних условиях можно использовать любые имеющиеся материалы:
- столярную плиту (подойдет также столешница, дверца шкафа),
- рама,
- лист фанеры,
- доска,
- деревянные бруски,
- металлический профиль,
- полипропиленовая труба.
Обратите внимание!
-
Как сделать домик из картона: 140 лучших фото детских поделок своими руками + пошаговая инструкция изготовления с простыми схемами
- Светильник роза своими руками — пошаговые инструкции создания светильника своими руками + оригинальные идеи оформления с фото-обзорами
- Декупаж мебели: ТОП-140 фото нестандартных вариантов декупажа. Пошаговые инструкции оформления мебели своими руками
Но наиболее практичным и доступным является такой материал как деревянный брус, преимущественно, из сосны. Бук – идеальный материал для мольберта, используется в элитных долговечных моделях.
При работе с деревом стоит подготовить такие расходные материалы для скрепления деталей как:
- саморезы,
- финишные гвозди,
- болты и гайки,
- рояльные петли (навесы),
- мебельные откидные кронштейны,
- замочки,
- защёлки,
- крючки.
Также в работе понадобится клей ПВА «Столяр» (можно воспользоваться и универсальным густым ПВА), лак акриловый или любой другой для защиты поверхности древесины.
Основной набор инструментов включает в себя:
- пилу,
- лобзик,
- ножовка по дереву,
- шуруповёрт или отвёртка,
- дрель с набором свёрл разного размера,
- молоток,
- шлифовочная машинка или ручные приспособления для ошкуривания (наждачная бумага).
В представленных ниже мастер-классах предлагаются этапы изготовления наиболее подходящих для начинающих художников мольбертов, не требующих особых усилий.
Материалы, из которых изготавливают мольберты:
Сосна – самый распространённый вариант для России. Такие мольберты стоят не дорого, крепкие и лёгкие.
Береза – не так распространен этот материал, как сосна, но стоит еще дешевле.
Бук – именно из этого материала советую вам покупать мольберт. Бук благородный материал из доступных обывателю. Почти всегда бук промасливают льняным маслом, для выражения рисунка дерева и долговечной службы.
Бамбук – так называемый экологичный материал, ведь изделия из него не вредят человеку, а на возобновление зеленых ресурсов уходит минимум времени.
Железо — как правило, мольберты из железа (стали), дополнительно окрашенные, а ножки никелированные.
Алюминий – из этого металла делают легкие и прочные мольберты, могут быть, как окрашены, так и покрыты лаком.
Мольберт Лира
Современные варианты этого классического складного мольберта могут быть настольными или устанавливаться на полу. Передняя часть мольберта изготавливается из трех вертикальных брусков и двух поперечных, соединенных между собой в виде буквы А.
Пошаговая инструкция изготовления:
Подготовить центральную рейку длиной примерно 1500 мм, две боковые рейки длиной около 1700 мм и заднюю опорную рейку длиной 1600 мм. Подготовить две поперечные рейки длиной 400 мм и 55 мм, закрепить их на центральной реке перпендикулярно ей: реку длиной 55 мм внизу, рейку длиной 40 мм — на расстоянии 55 мм от верхнего края.
Закрепить боковые рейки с конструкцией так, чтобы центральная планка выступала над боковыми рейками вверх, как на рисунке. Установить полочку для поддержки картины перпендикулярно. Соединить с помощью рояльной петли опорную ножку с центральной рейкой.
В процессе работы ножка фиксируется с помощью шнура, цепочки и т.д. Мольберт быстро устанавливается, подходит для набросков, учебных работ в студиях, где в конце работы мольберты убираются в шкаф.
Разделение мольбертов по способу установки
Напольные мольберты
Самый распространенный тип подставок. Устанавливается на полу в помещении или на земле на улице.
Настольные мольберты
Небольшие подставки для установки объектов малых и средних размеров. Чаще всего используются для рисования. Реже для экспонирования картин форматов до А3 или сходных по размеру объектов: тарелки, книги.
Настенные мольберты
Весьма экзотический класс. Скорее теоретический. Среди изготовленных непосредственно художниками мольбертов встречался комплекс для закрепления холстов, смонтированный на стене мастерской. В коммерческом секторе в продаже встречались американские мольберты для выставок: элегантное, но узкое решение, которое требует существенного вмешательства в конструкцию здания, где устанавливаются мольберты.
Хлопушка
Для мольберта-хлопушки понадобится изготовить две одинаковые стойки в виде рамы высотой 1200-1700 мм, которые можно легко складывать друг с другом. Размер мольберта зависит от возраста заказчика и условий использования (для рисования стоя или сидя на стуле).
Рамки изготавливаются из просушенного бруска прямоугольного сечения (50 на 20 мм).
Пошаговая инструкция изготовления:
Вырезать из листа фанеры толщиной 6-8 мм полотно размером 600 на 700 мм. Заготовить 4 бруска длиной 1200-1700 мм, 6 брусков длиной 500 мм, 1 брусок длиной 600 мм.
Собрать из двух длинных и трех коротких брусков рамки с помощью саморезов. Одним коротким бруском соединить длинные бруски в верхней части, вторым на высоте 650 мм от верха, третьим – усилить конструкцию внизу, прикрутив на расстоянии 100 мм снизу. Повторить те же действия со второй рамкой. Прикрутить брусок длиной 600 мм вертикально внутри верхней части рамки для усиления конструкции.
Закрепить лист фанеры на второй рамке. По желанию, выпилить и присоединить полочку из остатков фанеры шириной 150 мм. Соединить готовые рамки в верхней части с помощью рояльных навесов.
7.Выполнить из реек сечением 20 на 12 мм фиксаторы длиной около 50 см, закрепить на ножках с помощью болтов, барашков, шайб и гаек. Такой крепёж позволит быстро собирать и разбирать мольберт для перемещений и хранения.
Напольные
Подрамник с загрунтованным холстом весит несколько кг; большой – до нескольких десятков кг. Но он должен легко и просто устанавливаться на мольберт, так же сниматься с него, однако надежно удерживаться на мольберте во время работы. Холст (бумага, картон, доска) должны быть достаточно, ровно и прямо освещены, для чего источник рабочего освещения располагается невысоко позади художника, но холст не должен им затеняться при работе и сидя, и стоя.
Основные типы напольных мольбертов для станковой живописи были выработаны еще в начале Возрождения и описаны Вазари в его «Жизнеописаниях». Складной мольберт-тренога (поз. 1 на рис. ниже) – передвижной. Его сделать проще всего, много места в хранении он не занимает и пригодится, если размеры картины не превышают прим. 100х80 см, а каждый рабочий сеанс длится недолго. Полотно на треноге никак не фиксируется, оно просто лежит на мольберте. Если его опоры (или опору, см. далее) поставить высоко, достаточно большое полотно оказывается неустойчивым. Если же поставить полотно низко, то, работая стоя, его трудно осветить равномерно и устают глаза, а работая сидя над большим полотном, рука на весу скоро устает; терять же верность глаза и твердость руки живописцу никак нельзя.
Основные типы мольбертов для станковой живописи
Примечание: то об одном, то о другом мастерах Возрождения ходит легенда. Некий богатый ценитель и меценат (обычно называют Лоренцо Медичи Великолепного) решил пригласить его к себе для работы и послал для этого кого-то из своих присных. Тот, ничего не смысля в живописи, но желая выслужиться, потребовал от художника пробную работу. Вариант легенды – посланец возжелал заполучить даром свой портрет работы великого мастера. Тот пожал плечами и от руки нарисовал круг так же ровно и точно, как циркулем; посланнику ничего не осталось, как предъявить повелителю такую пробу. Он, сразу поняв, что произошло, расхохотался, к мастеру поехал сам (вариант – отправил личное послание с приглашением), а не в меру ретивого слугу понизил в должности.
Мольберт-лира (поз. 2) назван так за отдаленное сходство с древнегреческим музыкальным инструментом; что ж, без развитого ассоциативного мышления в искусстве и литературе делать нечего. Мольберт-лиру можно считать универсальным из напольных: на него можно ставить полотно размером прим до 1,2х1,8 м, и в то же время он может быть как стационарным, так и передвижным. Мольберт-станок, поз. 3, (откуда – станковая живопись) используется для создания картин больших размеров вплоть до необычайных.
Примечание: М. В. Ломоносову для мозаики «Полтавская баталия» пришлось построить уникальный станок, выдержавший при испытании нагрузку в 300 пудов (4,8 т).
О наклоне полотна
Проблема освещения холста достаточно просто решается наклоном полотна на 10-20 градусов. У мольбертов треноги и лиры он получается естественным образом. На мольберт-станок с той же целью при создании картин обычного размера подрамник ставится на подпорках, поз. 4 на рис. выше; при работе с очень большими полотнами проблемы освещения холста как правило не возникает, т.к. источник света и так оказывается над головой художника.
Зачем еще станок
Живопись сильными широкими мазками
Художники, работающие сильными широкими мазками, как напр., на рис.справа, не очень-то жалуют мольберты-лиры. Если энергично выполненные картины писать с них, то, увлекшись работой, можно так надавить на кисть углу полотна, что… нет, мольберт не опрокинется и полотно из него не вывалится. Но подастся под кистью, мазок «уйдет», а мастеру придется констатировать, что работа испорчена. Дилетанту скорее всего будет все равно, что там как намазано, но ведь живопись давно ушла от буквальной передачи натуры. Поэтому, если вы намерены осваивать технически экспрессивные манеры работы, вам понадобится прочный и устойчивый стационарный мольберт-станок или, для полотен прим. до 1,5х1,5 м, т. наз. полустанок (ударение на второе «о»), см. далее.
Тренога
По указанным выше причинам мольберт-тренога непригоден для выезда на плэнер, хотя не тяжел и в сложенном виде компактен: на открытом воздухе полотно с него может просто сдуть порыв ветра или ненароком столкнуть случайный зевака. Тем не менее, кроме новичков/учеников, мольберт-треногу или несколько таких почти всегда держат в запасе художники, много работающие на дому у заказчика: треногу не трудно принести на место и унести обратно хоть пешком. Есть (по крайней мере, точно были) портретисты, умудрявшиеся таким образом выполнять до 5-6 работ параллельно: разнес мольберты по заказчикам, поставил, и бегает день-деньской от одного к другому. Пока доберется к очередному, рука и глаз успевают отдохнуть.
Повторить готовый покупной мольберт-треногу своими руками сложно: нужен т. наз. треух – тройник с тремя парами лап под углами в 120 градусов по горизонали, в которых на осях поворачиваются ноги. Ограничителями раскладывания являются скосы торцов ног. Подобные системы применяются в фото- и видеоштативах, которые тоже можно использовать как мольберт, см. далее. В треноге, которая мольберт, в передних спереди насверлены отверстия (см. рис. выше) в которые вставляются штыри; на них опирается полотно. Сверловка и заготовка опорных штырей тоже требуют не мало труда, но все это можно упростить буквально до получаса-часа простейшей столярной работы, если делать мольберт-треногу по своему росту, манере работы и предпочитаемым размерам полотен. Мольберт получится стационарным (не складным), но ведь вам же и не бегать целыми днями по заказчикам.
Схема устройства самодельного упрощенного мольберта-треноги дана на рис.:
Схема устройства самодельного мольберта-треноги
Вам для него понадобятся 3 отрезка бруса из твердого дерева сечением 40х40 мм и длиной 120-150 см для работы сидя или 170-190 см для работы стоя и/или над полотнами максимального размера. В таком случае длину брусков можно увеличить, насколько позволяет высота потолка в помещении, а их сечение взять больше, 50х50 или 60х60 мм. Еще понадобится отрезок любого пиломатериала длиной 0,7-1,5 м на подставку (опору) полотна. Его (отрезок) лучше взять потолще, сечением, скажем, 60х60 мм (с опоры 40х40 мм полотно легко соскользнет) или, лучше, от 50х75 до 75х150 мм; в таком случае его крепят к передним ногам узкой кромкой, чтобы на широкую (пласть) опиралось полотно, как показано на поз. А рис., но сначала треногу нужно собрать.
Секрет упрощения в отверстиях под скрепляющую треногу шпонку – отрезок резьбового прута от М6 до М10. Отверстие под шпонку в задней ноге сверлят по диаметру прута, а в боковых в 1,5 раза шире. Тогда вбок передние ноги разойдутся на угол прим. 20 градусов (поз. Б на рис.), а наклон полотна будет ок. 10 градусов, что и нужно. Заднюю ногу для удобства хранения мольберта делают откидной. Фиксируется она шнуром: его середину крепят к задней ноге, а по бокам внутри передних вворачиваются не до конца саморезы, на которые набрасываются петли на концах шнура. Лень шить петли – можно просто привязать. Окончательная сборка и наладка самодельного мольберта-треноги делается так:
- Подставка полотна ставится после того, как тренога собрана.
- Основу мольберта раскладывают так, чтобы передние ноги максимально разъехались, а задняя задала удобный вам угол наклона полотна.
- Замеряют, сколько нужно шнура для фиксации задней ноги и отрезают его (с запасом на петли или подвязку); шьют, если надо, петли.
- Треногу складывают, крепят шнур за середину к задней ноге; в передние вворачивают саморезы под шнур.
- Снова раскладывают треногу, фиксируют ноги шнуром, проверяют устойчивость и удобство принадлежности.
- Отмечают на передних ногах удобное для себя положение доски – опоры полотна, а на опоре – положение ног под ее узкой кромкой.
- Сверлят в ногах и доске отверстия под саморезы, крепят опору – все, можно работать уже по художеству.
Примечание: в виде треноги получается очень хороший детский настольный мольберт для рисования, см. видео ниже:
Видео: настольный детский мольберт-тренога
Лира
Если после первых опытов с треноги дело у вас пошло, скоро понадобится мольберт посерьезнее – лира. Станок сложноват для самостоятельного изготовления и слишком громоздок для квартирных условий. Если же у вас денег хватает на устройство художественной мастерской или вы рассчитываете заработать их живописью достаточно для этого, то и хороший мольберт-станок будет вам по карману.
Мольберт-лира известен в ряде модификаций. Некоторые из них, т. наз. полустанки (ударение на «и») дают возможность работать по полотнам, буквально еще помещающимся в обычной жилой комнате. Если только вы не намерены заняться монументальной живописью (что в наше время мало актуально благодаря наличию печати на пленке и фасадных плоттеров), вам этого будет более чем достаточно.
Монументально рисовать? Это как?
Образцы монументальной живописи
Что такое – монументальная живопись (Master Mural)? Помните, кто постарше, как к советским праздникам или просто так стены домов завешивали огромными портретами вождей, идеологически выдержанными картинами (от того и другого советский народ тошнило), рекламой кинофильмов, и прочим тех же размеров? Вот это оно и есть, и осталось еще, но в другом ключе и поменьше. А когда-то в больших областных городах (столица и союзного значения само собой) имелись мастерские монументальной живописи с мольбертами под полотна до 10х15 м и более. Работали над ними, разумеется, коллективы художников. Их коллеги, работающие по меньшим формам, монументалистов не любили, но втайне завидовали им и мечтали удостоиться зачисления в эту привилегированную касту.
Но вернемся в тему. Устройство и размеры обычного (поз. 1) и усиленного (полустанкового, поз. 2) показаны на рис.:
Устройство и размеры обычного и усиленного мольберта-лиры
Полотно ставится на переставную по высоте опору (показано синей стрелкой), служащую одновременно и полочкой для мелких живописных принадлежностей, и поджимается сверху башмаком с захватом и зажимом, скользящим по центральной планке. Задняя нога подвешивается просто: на обычных карточных петлях, поз. 1а. В мольбертах-лирах фабричного производства относ задней ноги (ног) ограничивается парами серег, но в самодельном можно поставить в подходящем по высоте месте дверной крюк, поз. 1б.
Единственно, что сложно сделать в домашних условиях, так это центральную планку и скользящий по ней башмак. Однако без того и другого вполне можно обойтись, если писать по полотнам не произвольного размера, а фиксированного по высоте с определенным шагом, напр. 5 или 10 см. Живописца-любителя такое ограничение вряд ли обременит; чертежи мольберта-лиры для любительских занятий живописью даны на след. рис. Собственно, на лиру он уже никак не похож, т.к. отпала надобность в центральной планке. Ну и что, так только меньше столярных работ нужно.
Чертежи мольберта-лиры для живописи
Примечание: схема устройства и размеры усиленного домашнего мольберта для работы на больших полотнах показаны на рис. справа. Дополнительно о мольберте-лире см. также видео ниже:
Видео: мольберт-тренога своими руками
Тренога
Простейший мольберт тренога изготавливается в домашних условиях за очень короткое время. Он может быть любого размера и использоваться для экспозиций и для рисования. Для изготовления треноги среднего размера понадобится квадратный брус сечением 40 мм и болт длиной 140 мм, диаметром 10-12 мм.
Пошаговая инструкция изготовления.
Подготовить три одинаковых бруска длиной 1400 мм для ножек и один брусок длиной 1000 мм для опоры. Просверлить в верхней части брусков отверстия для болта, соединить детали между собой с помощью болта и гайки-барашка, как на рисунке. Отверстия для болта на двух передних ножках выполняются чуть больше диаметра болта.
Средняя ножка является задней опорой мольберта, отверстие для болта просверливается точно по диаметру, чтобы ножка свободно отходила назад, но сохранялась устойчивость конструкции. Закрепить брусок длиной 1000 мм на передних ножках. Вид конструкции спереди напоминает букву А.
Дополнительно можно соединить передние ножки с задней с помощью шнура или цепочки.
Установка креплений
При помощи шуруповерта и саморезов закрепите в верхней части доски без грифельного покрытия зажимы для бумаги. Вы можете использовать зажимы из пластика и металла или железные зажимы для планшетов.
Крепления должны находиться в 4 см от отверстий для ручки-переноски и расстоянии 3-4 от краев, чтобы было удобно крепить большой лист бумаги.
Настольный мольберт
Определившись с моделью и подготовив материалы и инструменты, желательно подготовить эскиз или чертёж изделия. Для этого можно воспользоваться предложенными картинками чертежей.
Размер мольберта выбирается в соответствии с форматом бумаги для рисования А4 или А3. Для работы нужно подготовить сухой брус, лист фанеры, рояльную петлю и шурупы.
Пошаговая инструкция изготовления:
Вырезать из листа фанеры прямоугольник по размеру листа бумаги, оптимально формата А3.
Изготовить из брусков сечением 40-50 мм прямоугольное основание с пазами для упора, с помощью которого изменяется наклон листа фанеры. Размер готовой рамки при складывании мольберта будет примерно соответствовать листу фанеры или быть чуть меньше его. Ширина пазов соответствует ширине брусков, из которых выполнен упор.
Упор — рамка из брусков сечением чуть меньше ширины запилов на основании мольберта. Верхнюю часть упора лучше изготовить из скругленного бруска или металлической шпильки, чтобы обеспечить подвижность конструкции.
На задней части фанеры закрепить отрезок бруса с выполненным в нем внутренним пазом для верхней части упора. Вставить брусок или шпильку в паз, соединить с оставшимися 3-мя брусками.
Соединить лист фанеры с готовым упором и основание с запилами при помощи рояльной петли. Такое крепление позволит изменять угол наклона и складывать мольберт для хранения. По желанию прикрутить внизу листа фанеры полочку для красок и кистей.
К нижней части основы можно приклеить куски кожи или войлока, чтобы защитить стол от царапин.
Аналогичным образом можно изготовить похожий мольберт, в котором вместо листа фанеры (при её отсутствии) используется рамка из брусков.
Напольный мольберт: подробный МК
Пользоваться посредством мольбертов начали больше 6 веков назад, и в то время они служили не просто как подставка для бумаги, а еще и часто выступали в роли элемента декора в домах художников, которые ставили на общее обозрение готовые творения. Есть несколько видов конструкций мольбертов:
- «Лира» или конструкция А-образного типа на 3-х стойках.
- Н-обраный мольберт будет представлять собой более прочную конструкцию для использования в помещении. Чаше всего его применяют в художественной школе или даже в профессиональных мастерских.
- Трансформируемый или даже гибридный мольберт очень похож на Н-образную конструкцию, но с огромным числом регулировок.
- Мольберт станкового типа рассчитан на проф. работу художников с большими по размеру полотнами. Чаще всего его можно встречать в реставрационных мастерских.
- Мачтовый – простейшая конструкция. Сегодня ее часто используют в экспозиционном качестве.
Более простой конструкцией мольберта будет раскладная «Лира», и на ее создание нужно лишь пару часов.
Какие материалы и инструменты потребуются для работы
Распиливать рейки нужно на такие размеры:
- 2 штуки по 1.68 метра.
- 1 штука по 1.54 метра.
- 1 штука по 1.46 метра.
- 1 штука по 0.53 метра.
- 1 штука по 0.39 метра.
- 3 штука по 0.6 метра.
Обязательно зашкурьте все рейки или обработайте посредством шлифовальной машинки.
Подготовка чертежей
Причем все размеры мольберта следует выбирать индивидуально. При составлении эскиза следует учесть следующее:
- Длина перемычек, которые будут связывать стойки, составляет 0.4 и 0.55 метров.
- Задняя подпорка немного ниже стоек и равна 1.55 метров.
- Ширина мольберта у основания, как правило, равна 0.6-0.7 метров.
- Высота двух передних стоек должна быть как рост человека, в среднем это 1.7 метра.
Полезный совет! До начала выполнения работ требуется положить стойки, подпорку и даже перемычки на пол, а после скорректировать все длины, расстояния на собственное усмотрение.
Детский мольберт
Мольберт для детей можно изготовить в нескольких вариациях, но все они имеют общие требования с учётом безопасности и удобства для детей. Мольберт изготавливается из легкого прочного бруса, хорошо шлифованного.
Высота мольберта рассчитывается из роста ребёнка, не желательно, чтобы он в своей верхней границе был не выше головы. Конструкция мольберта напоминает «хлопушку». Отличие в том, что вместо бруса используются более тонкие легкие рейки шириной 40 мм.
Пошаговая инструкция изготовления:
Напилить 2 бруска длиной 1000-1200 мм, закруглить углы, просверлить отверстия в верхней части для болтов диаметром чуть меньше диаметра болтов. Сделать запилы шириной 40 мм для крепления поперечных реек в соответствии с рисунком. На четырёх брусках на расстоянии 440 мм сверху, на двух задних на расстоянии 60 мм сверху и 130 мм снизу.
Напилить 3 бруска для поперечных перекладин длиной 400 мм, установить их в месте запилов. Зафиксировать обе половинки мольберта с помощью болтов в верхней части.
Изготовить полочку для красок из листа фанеры 4-6 мм размером 400 на 400 мм. Положить и зафиксировать саморезами на поперечных брусьях. Выкроить из этого же листа фанеры переднюю панель по размеру, закрепить саморезами.
Разделение мольбертов по типу корпуса
Одна из самых значительных дифференциаций. Большинство производителей и продавцов во всем мире использую нижеследующую классификацию для распределения мольбертов по группам.
Мольберты-лиры или мольберты с А-корпусами
Конструкция, отдаленно напоминающая структуру музыкального инструмента лира: симметричные боковины корпуса, по центру идет блок струн. У мольберта струн нет – между двумя боковыми стойками-ножками идет центральная штанга, на которой располагаются полки-держатели для картин. Боковые ножки наклонены к центру – от этого мольберт выглядит изящнее и компактнее, хоть и несколько снижается площадь опоры для устанавливаемой картины.
Из-за наклона боковых ножек мольберт также напоминает букву “А” – у ряда моделей боковые стойки именно так и сходятся. Никаких особых технических преимуществ данный ход не дает, разве что эстетические.
Данный тип конструкции прост. Благодаря этому цена на такие мольберты относительно невысока. Высокая надежность и простота эксплуатации. Все это обеспечило мольбертам-лирам невероятную популярность и распространенность. С ними легко справляются начинающие творцы. Для художественных школ это также оптимальное решение: за умеренный бюджет мастерская обеспечивается универсальным инструментом, подходящим для почти любой изобразительной техники. Во многих ситуациях мольберты-лиры прекрасно справляются и с выставочными задачами, поскольку позволяют экспонировать картины существенных размеров.
Как правило, в данном классе не встречается профессиональных моделей. Но при этом существует масса аксессуаров и модификаций, которые делают работу на таком мольберте удобнее: дополнительные полки, “кошка”, стаканчики, наклонная центральная штанга, навесная подсветка, бортики с зубчиками.
Ограничений по материалам, размерам и отделке данная конструкция не накладывает. Поэтому существуют и дорогие элитные модели. Тем не менее, большая цена, более благородный материал не дают существенных преимуществ именно в области работы художника.
“Лиры”, в основном, являются напольными мольбертами. Однако подобная конфигурация применима и к настольным моделям.
Мольберты-хлопушки
Художественный инструмент, у которого объединены корпус мольберта и плоскость для закрепления бумаги. Как правило, “тело” художественного станка состоит из двух рамок, соединенных сверху петлями. В рабочем состоянии профиль похож на букву “А”, и для того, чтобы привести его в компактный вид, половинки мольберта необходимо свести вместе, “схлопнуть”. Естественно, при аккуратном обращении, на самом деле никакого хлопка не происходит, инструмент просто складывается.
Существенными недостатками конструкции является неудобная работа с холстами (точнее, такая работа вообще не предполагается), отсутствие или неудобство системы изменения высоты, ограничение по форматам работы.
Достоинства “хлопушек” заключается в их устойчивости, компактности, почти полному отсутствию сложных регулировок, более низкой стоимости по сравнению с комплектом из отдельно продающихся мольбертов и планшетов. Данные факторы делают рассматриваемый класс неплохим инструментом для детских художественных школ. Стоит признать, что вышеозначенное утверждение справедливо для периода в истории творчества, когда доступ к металлической фурнитуре и крепежу был существенно сложнее, чем сейчас. В сегодняшние дни более эффективным инструментом стоит признать мольберт-лиру. Однако “хлопушки” остаются традиционными, надежными помощниками на начальных стадиях обучения рисунку.
Чаще всего такие мольберты являются напольными, но предполагают работу сидя. Среди настольных мольбертов данная конструкция встречается редко.
Концепция “хлопушки” почти всегда применяется для офисных презентационных мольбертов. Только вместо деревянной поверхности для закрепления бумаги используются металлические и пластиковые панели. Также схема “две рамки с панелями для рисования, скрепленные сверху петлями” широко распространены в области рекламы и маркетинга: уличные “хлопушки” снабжаются поверхностями для рисования мелом и используются в качестве рекламных щитов и меню.
Мольберты-треноги
Название класса подразумевает несколько более узкую прослойку художественных инструментов, чем можно предположить изначально. Конструкция с тремя точками опоры является экономичной и устойчивой, поэтому такая схема часто используется в мольбертостроении. Все мольберты-лиры и некоторые модели мольбертов-хлопушек имеют три опорные ноги. Тем не менее, к классу треног они не относятся.
Под мольбертами-треногами чаще всего подразумевают компактные модели с телескопическими ножками, легкими небольшими креплениями для холста, без ящика для красок. Как правило, это художественный инструмент для работы на улице. Тем не менее, особых противопоказаний для использования в помещении нет.
Достоинства очевидны. Выходить на пленэр с мольбертом высотой 170-190 см, шириной 50-60 см и массой 4-5 кг – это усредненные параметры классических “лир” – неудобно. Особенно учитывая, что с собой еще нужно взять еще массу более важных для рисования принадлежностей: краски, кисти, холст, может быть, табурет. А художественная подставка, в сложенном виде занимающая пространство 50*8*8 см и имеющая массу 2-3 кг, обременит в походе на природу существенно меньше.
С недостатками чуть сложнее. Легкая конструкция, тонкость ножек и небольшая площадь опорных полок не обеспечивает комфортную для работы жесткость фиксации холста – под интенсивным нажимом кисти вибрации картины могут стать неприятными. Телескопические ножки представляют собой сложную конструкцию с массой подвижных элементов. Это негативно сказывается на двух параметрах: долговечность и цена изделия. Сложные системы быстрее ломаются. А если их надежность проработана надлежащим способом, то и цена таких хороших инженерных решений оказывается существенной.
На данный момент мольберты-треноги делают из бука, алюминия и стали. Эти материалы не только прочны, но еще и красивы. Самые проблемные места – крепления ножек. У недорогих экземпляров фиксаторы выполнены из пластика, ломаются и изнашиваются легко. Европейские производители на данных узлах предпочитают не экономить, что позитивно сказывается на надежности, и негативно на цене.
Использование в качестве выставочных подставок возможно, но не желательно. Высокая цена, спорная эстетика конструкции, которая не компенсируется прекрасным видом материалов изготовления – это главные факторы, из-за которых для экспозиционных целей такие мольберты подходят плохо. С другой стороны компактность и легкость треног благоприятно скажутся в случае необходимости регулярно проводить выставки.
Палочные мольберты
Крайне упрощенные треноги. Чаще всего состоят из трех деревянных ножек, соединенных в верхней части болтом, и одной поперечной полки.
Очень легкие и дешевые мольберты. Высота ножек не регулируется, можно менять высоту положения полки. Нередко ножки состоят из двух элементов, соединяемых болтом – такое решение делает подставку существенно компактнее при хранении, но внешний вид от этого несколько ухудшается.
Поскольку ножки мольберта довольно тонкие, некоторые производители используют бруски сложного профиля – это несколько улучшает прочностные характеристики подставки.
Палочные мольберты являются прекрасным решением для простых выставок. Они очень компактны в сложенном виде: при хранении и транспортировке места почти не занимают. Стоимость их невысока. Тонкий профиль ножек не отвлекает от экспонируемых материалов. Однако стоит учесть, что для больших нагрузок они не годятся.
Мольберты с H-корпусами
В сравнении с мольбертами-лирами, это более технически оправданная конструкция. Мольберты данного класса в качестве основы имеют прямоугольную раму, очень отдаленно напоминающую букву “Н” с двумя поперечными черточками. Большинство профессиональных художественных подставок относятся именно к такому типу.
Достоинства данной конструкции
- относительно большая масса станка, в результате чего можно работать даже с массивными полотнами
- большая жесткость всей конструкции, соединения деталей корпуса, как правило, выполнены лучше, чем у “лир”
- традиционно полки-держатели большие и удобные
- как правило, у таких мольбертов предусмотрена возможность изменять высоту установленного полотна без необходимости снимать картину с мольберта
- у данных мольбертов плоскость опорной рамы либо строго вертикальна, либо имеет возможность отклоняться вперед-назад: это важно при подборе комфортного освещения картины
- часть мольберта, соприкасающаяся с полом, имеет конфигурацию, к которой можно прикрепить колеса – при работе с массивными полотнами это очень полезное улучшение
Недостатки данной конструкции
- высокая цена
- визуально загромождают пространство сильнее любой другой конструкции
- очень редко мольберты с таким типом корпуса легко и быстро складываются во что-то компактное – как правило, для этого инструмента должно быть отдельное место в помещении, где он будет стоять на постоянной основе
Внешне все художественные станки такого типа похожи друг на друга. Однако такая рама позволяет значительно усложнять конструкцию, делая ее удобной для работы творца. Например, еще в XIX веке такие мольберты снабжали винтовой системой подъема полки – в случае, если на подставку установлено полотно массой 15-30 кг (заготовка для иконы вполне может иметь такой вес), то вручную изменять высоту очень неудобно, а с подъемным механизмом вполне. Сегодня встречаются образцы с противовесом – это также служит облегчению процесса подъема и спуска полки с картиной. Бывают мольберты с двумя центральными штангами для сверхшироких картин. Можно встретить конструкции, позволяющие рамы переводить из вертикального положения в горизонтальное, превращая мольберт в стол.
Изготавливаются такие подставки, как правило, из бука. Однако особых ограничений на используемый материал нет: элитные образцы бывают из дуба, экземпляры попроще — из сосны, встречаются и металлические H-образные мольберты.
Предназначены такие подставки в основном для серьезной художественной деятельности. Однако и нередки случаи использования их в выставочных целях. В XXI помимо картин на такие мольберты начали устанавливать телевизоры: плоские плазменные панели имеют размеры и массу сопоставимы с картинами, а мольберты с Н-корпусами достаточно надежны и красивы, чтобы удерживать дорогостоящую технику.
«Ослики»/»лошадки»
Крайне редкая конструкция. Представляет собой скамью с прикрепленным держателем для картин. В процессе рисования художник “седлает” эту скамейку, располагая инструмент и холст перед собой. Скамья имеет складные ножки, нередко внутри корпуса есть зона для хранения инвентаря. Зона крепления холста также складывается. На одном из концов предусмотрены колеса, а с другой стороны ручка – благодаря этому в собранном состоянии мольберт можно катить, как туристический чемодан.
Предназначены такие мольберты для пленэров или написания картин с натуры. К главным недостаткам можно отнести довольно большую массу, невозможность работать стоя и не самую удобную позу для работы. В остальном весьма занятная и компактная конструкция, годящаяся исключительно для рисования.
Художественные станции, мольберты-столы
Массивные конструкции, сочетающие в себе и мольберт, и ящики для хранения принадлежностей. Несмотря на внушительные габариты и солидный вид, зачастую уступают в функциональности классическим мольбертам с отдельно стоящими тумбами и шкафчиками: вся конструкция выходит довольно громоздкой, сконфигурировать нужным образом положение тумб не удастся, мольберт зачастую имеет небольшие размеры и ограниченный диапазон регулировки высоты. Однако для регулярной работы с полотнами малых и средних размеров такие рабочие станции весьма неплохи.
Этюдники
Идеальное решение для работы вне помещения. Этюдник представляет собой симбиоз следующих элементов:
- ящик для хранения и переноски красок, кистей, палитры
- система крючков и зажимов для установки холста малого или среднего размера
- складные телескопические ножки
Весь этот комплекс легко собирается в художественную министанцию, где у творца под рукой на удобной для него высоте расположены все необходимые материалы. И так же легко собирается в компактный ящик, который можно повесить на плечо или за спину.
К недостаткам можно отнести следующие особенности:
- высокая цена
- сложность конструкции, из-за чего ремонтировать своими силами такие мольберты очень трудно
- невозможно гибко настраивать рабочее место и работать с большими полотнами
Данный класс мольбертов очень плохо подходит в качестве домашнего мольберта: этюдники предназначены для возможности работать в жестких условиях, когда нет возможности взять с собой весь творческий арсенал и разложить его удобным образом.
Данный класс художественных подставок совсем не подходит для выставочных целей. Изготавливаются такие мольберты, как правило, либо из бука – это красивые, довольно дорогие модели, у которых и ящик, и ножки сделаны из древесины, либо из фанеры и металла – это строгие, функциональные изделия, которые выглядят попроще, но и стоят меньше.
Дополнительные советы по изготовлению детских мольбертов
Детский мольберт можно изготовить двусторонним, чтобы детям было интереснее заниматься творчеством вместе. Для этого лучше взять за основу конструкцию хлопушки и закрепить листы фанеры с двух сторон.
Вместо боковых фиксаторов, как у хлопушки, можно закрепить поперечные рейки между двумя стойками. По центру реек просверлить отверстие диаметром круглого в сечении бруска, на котором будет размещаться рулон бумаги для рисования.
Для фиксации бумаги на фанере можно использовать дополнительные поперечные рейки, как на рисунках (на фото).
Дополнительную полочку для рисовальных принадлежностей можно разместить внизу мольберта, между двух половинок. По краю полочек необходимо проложить бордюр из штапика или тонкого бруса, чтобы фломастеры и кисти не скатывались.
Чтобы сделать конструкцию разборной, поперечные планки закрепляются с одной стороны, с другой стороны используется болт-барашек или крючок с петлёй.
Любой мольберт можно собственными усилиями модернизировать под свои потребности, сделать его разборным, складным или более устойчивы, можно изменить размер, дополнить приспособлениями для удобства размещения красок, бумаги, кистей.
Благодаря предложенным выше инструкциям можно изготовить мольберт, подходящий под каждый индивидуальный случай: для работы в студии среди начинающих живописцев, для организации творческого досуга детей, для работы на выезде, для серьезных творческих работ, требующих значительного времени.
Настольный (для акварели)
Небольшие мольберты, которые для работы устанавливаются на стол, называют акварельными, хотя пишут/рисуют с них не только и не столько акварельными красками. Мольберт для акварели – отличный подарок ребенку, увлеченному рисованием. Его несложно изготовить домашнему мастеру средней руки (мольберт; дети, как известно, делаются иным образом), а при небольшой модификации или если у чада родимого, что называется, перегорит, он может послужить и в другом полезном качестве.
Моьберты для акварели и чертежи детского мольберта-трансформера
Мольберты для акварели бывают планшетными (вверху слева на рис.) или рамными (внизу там же). Рамный настольный мольберт конструктивно сложнее, но, взяв его за основу, можно придумать детский мольберт-трансформер, чертежи которого даны на остальной части рис. По миновании надобности в изначальном качестве (напр., если ребенок начал писать уже с треноги) мольберт-трансформер преобразуется в детский рабочий столик (врезка внизу справа на рис.).