Лодки ПВХ пользуются широкой популярностью среди рыболовов. Компактные плавсредства достаточно удобно хранить, а их стоимость приемлема для большинства рыбаков. Единственным недостатком лодок ПВХ считается низкий уровень прочности материала. Однако приложив немного усилий, можно самостоятельно сделать ремонт плавсредства.
Когда может понадобиться ремонт лодки ПВХ
Лодку ПВХ легко повредить. Нередко любители рыбной ловли обнаруживают порез дна плавсредства, прожоги или разрывание шва баллона, возникающее на фоне перегревания лодки на солнце. Ремонт необходим в случаях, когда:
- лодка спускает;
- начинает травить клапан на плавсредстве;
- спускает кильсон;
- расходятся швы;
- пробито дно лодки ПВХ;
- образуются воздушные пузыри и трещины на насосе и т.д.
Какой бы ни была проблема, не стоит отчаиваться. Лодку ПВХ практически всегда можно отремонтировать своими руками или в специальных сервисных центрах.
Используем мотор «по полной», или особенности усиления транца
Практика показывает, что рассмотренные способы крепления жесткого элемента хорошо показывают себя при работе мотора на половинной мощности.
Как только мотор включается на всю мощность, его часто начинает «заворачивать» под лодку, сгибать баллоны и т.п.
В большинстве случаев избавиться от этой проблемы позволяет усиление жесткого элемента. Суть процедуры – правильное распределение нагрузки от мотора по поверхности лодки. Сделать его своими руками также довольно просто.
Приемлемый вариант – установка дополнительных «растяжек», изготовленных из металлического прутка.
Для этого на борта лодки наклеиваются дополнительные леера, в отверстия которых вставляются металлические усилители.
Вместо бортов для придания дополнительной жесткости можно продумать вариант крепления навесного транца, где дополнительные «растяжки» крепятся к днищу или скамье (банке) лодки.
Бывалыми рыбаками замечено, что для придания нормального хода лодке из ПВХ с использованием мотора лучше использовать не настил днища, изготовленный в виде сланей из раздельных элементов, а представляющий собой цельную конструкцию.
О том, как сделать тент для лодки ПВХ можно узнать тут.
Задача первая — определяем тип повреждения
Прежде чем приступить к ремонту плавсредства, стоит определить вид повреждения. Чаще всего у лодок ПВХ обнаруживают:
- Проколы. Нередко во время облавливания мелководных и закоряженных участков водоема, лодка натыкается на торчащие палки. Также вследствие неосторожности случаются прожоги материала окурками от табачных изделий, или отскочившими угольками костра.
- Порезы, длина которых не превышает 6 см. Их можно самостоятельно устранить, воспользовавшись ремкомплектом.
- Порезы длиной более 6 см. Нередко на дне водоемов можно встретить металлические прутья, арматуру. На берегу такие порезы будет сложно устранить.
Разрыв баллона — одна из самых частых проблем у резиновых и ПВХ лодок
- Поломки узлов плавсредства. На фоне продолжительной эксплуатации лодки часто возникают поломки клапана, киля, днища, транца.
Придерживаясь пошагового руководства можно практически любую поломку устранить в домашних условиях, или даже в полевых условиях
Как отремонтировать Лодку ПВХ своими руками (транец, швы, дно, киль, клапана и уключины)
Инструменты и материалы для ремонта
В рыболовных магазинах продаются специальные наборы, предназначенные для ремонта лодок ПВХ. Однако подобный набор можно собрать и самостоятельно. Для этого потребуется приобрести:
- большие и маленькие заплатки;
Специальная жидкая латка для ремонта ПВХ лодок
- специальный клей;
- ножницы/нож;
- салфетки для протирания поверхности;
- фен;
- прочные нитки;
- ацетон.
При выборе клея, стоит отдать предпочтение продукции торговой марки Демоскол, PENOSIL и KERNIL, которая отличается надежной фиксацией и герметичностью.
Инструменты и материалы для ремонта подбираются в зависимости от степени повреждения лодки.
Особенности выбора клея
Кроме того, долговечный и качественный ремонт лодки не предполагает использование клеев на цианакрилатной основе.
Все виды суперклеев, которые отличаются таким удобным применением в домашних условиях и чрезвычайно быстрым застыванием, для резиновой лодки совершенно не подходят.
Они приспособлены исключительно для моментального склеивания жестких поверхностей, которые не будут подаваться мощному механическому воздействию в дальнейшем.
Что касается резиновой лодки, то здесь материал не только постоянно испытывает на себе давление воздуха изнутри, механические и гидродинамические воздействия снаружи, но еще и расширяется и сдувается сам по себе в зависимости от наполненности воздухом.
Качество выбранного клея неплохо можно оценить, нанеся его тонким слоем на любую поверхность. Чем лучше клеевой состав, тем меньше он будет прилипать к пальцам после полного высыхания.
Более липкие клеи неспособны похвастаться хорошей прочностью в финале, поскольку их структура слишком жидкая для создания надежных и долговечных связей.
В большей степени это относится к клеям на полиуретановой основе. Что касается полихлоропренового клея в, то здесь за липкость отвечают отдельные добавочные смолы.
Кроме того, при выборе долговечного и надежного связующего вещества для склеивания неплохо будет обратить внимание на его термостойкость.
Чем выше предельный диапазон данного состава, тем лучше для результата. Сразу стоит оградить владельцев лодок вот использования универсальных клеев.
Любые универсальные составы по своему финальному результату всегда будут хуже, чем специализированные варианты, предназначенные для соединения резиновых компонентов.
До тех пор, пока клеевая пленка еще полностью не подсохла и не образовала устойчивые связи, любая влажность, и тем более, открытая вода совершенно противопоказаны для места ремонта.
Полиуретановый клей в такой ситуации просто теряет свои свойства, а хлоропреновый сильно снижают эффективность. Если вы стремитесь создать по-настоящему качественный и надежный шов и уже выбрали хороший клей для этого, не будет ничего плохого в том, чтобы дополнительно нагреть соединяемые поверхности.
В частности, именно для этого и выбирается клей с высокими показателями термической устойчивости. Соединение горячей резины даже при помощи клея намного более эффективно и надежно, чем попытка склеивать холодное куски.
Всегда помните, из какого материала изготовлена ваша лодка. На сегодняшний день Наряду с классическими резиновыми изделиями, имеются еще и лодки из ПВХ.
Советы рыбаку: Какой мотор выбрать к двухместной резиновой лодке — Советы начинающему
Клеить их при этом необходимо совершенно другими видами клея. Качественная и долговечная заплатка на лодке из ПВХ будет держаться при условии использования полиуретанового клея.
Если ваша лодка изготовлена из резины, неопрена и хайпалона, то лучше воспользоваться полихлоропреновым клеем, который намного лучше связывается с однородными ему структурами материала.
Существуют определенные отличия при подготовке к ремонту. Резиновые лодки, покрытые хайпалоном, в месте повреждений необходимо зачищать в идеале до того состояния, когда весь хайпалон будет удалён.
Очищается при этом и сама резина, что существенно повышает адгезию. При ремонте лодок из ПВХ такая зачистка не проводится.
После тщательного обезжиривания при помощи ацетона и спирта, клей наносится на обе склеиваемые поверхности, после чего необходимо подождать до 20 минут для образования соединяющего слоя.
После этого латка соединяется с местом повреждения и плотно сжимается. Нелишним будет разогреть их до 50 градусов по Цельсию для лучшего эффекта.
Перед процессом приклеивания, необходимо полностью оторвать дно от лодки, после чего, прогреть его феном и хорошо зачистить наждачной бумагой. Затем нужно приклеить заделочную ленту. Лишь после этого, следует приступить к приклеиванию днища.
Как заклеить лодку из ПВХ прочно и надежно — ремонт порезов и проколов без заплатки и жидкой латкой
Если на лодке обнаружена большая рваная дыра либо серьезный порез, стоит заклеить пробоину заплаткой.
Поэтапный процесс
- Вначале вырезают 2 заплатки подходящего размера.
- Поверхность плавсредства, которая нуждается в ремонте, обезжиривают.
- Клей наносят на заплатку и на поврежденную область лодки.
- Заплатку приклеивают на лодку и разравнивают, прогрев поверхность до 55°С строительным феном. Если ремонт выполняется на берегу, можно приложить к заплатке металлическую кружку, наполненную горячим чаем/водой.
- Когда клей просохнет, стоит аналогичным образом нанести на наружную латку вторую заплату, размер которой должен быть на 3 см больше первой.
Хороший клей для лодок ПВХ:
Обратите внимание! Для устранения порезов на днище лодки, необходимо предварительно зашить поверхность прочными нитками. Затем порезы склеивают, а заплатки размещают на обе стороны.
Для устранения проколов на лодке рыбаку потребуется отрезок ткани подходящего размера и ножницы/нож.
Длина заплатки должна быть на 2 см больше, нежели длина прокола. Поверхность плавсредства очищают и обезжиривают тряпочкой, смоченной в ацетоне. Клей наносят на отрезок ткани и на область прокола. Заплатку приклеивают и нагревают поврежденный участок строительным феном до 60°С. Если ремонт осуществляется на берегу, можно воспользоваться зажигалкой.
Совет! Лодку необходимо оставить для просыхания на 24 часа.
Ремонт лодки ПВХ своими руками: как заклеить пробой жидкой латкой, клеем заплатку — видео мастер класс:
Сразу напрашивается ответ – заклеить резиновую лодку
Именно так и поступают многие, но у них ничего не получается. В статье я попробую коротко дать некоторые рекомендации, как максимально правильно и системно применить Ваши знания, чтобы грамотно заклеить резиновую лодку и в дальнейшем продолжить рыбалку.
Это два момента, главных момента, на которые нужно обратить внимание. А далее, непосредственно ремонт лодки. Принято различать обычные мелкие проколы, крупные проколы и рваные нарушения покрытия, расхождение материала по шву. Самым простым, и как показывает практика, надежным и долговечным, является заклеивание мелких и средних проколов.
Главное преимущество жидкой латки – в простоте ее использования. Кроме того, такое вещество позволяет провести качественный ремонт надувной лодки. Соединение, которое образуется в месте прокола, является монолитным, и разрушить его сможет только новый прокол или прожиг.
Ремонт и профилактика швов
Если швы на лодке стали недостаточно плотными и появилась небольшая утечка воздуха, можно наложить поверх них усиливающий профилактический слой. Использование жидкой латки позволяет повысить прочность конструкции и предотвратить дальнейшее расширение отверстий в области шва плавсредства.
Пошаговый процесс, как заклеить лодку ПВХ по шву:
- Баллоны очищают и отмывают, используя мыльный раствор. Удаляя загрязнения, необходимо проверить, где именно на швах будут появляться пузырьки воздуха.
- На обнаруженных местах повреждения шва проставляют метки шариковой ручкой. Поверхность швов протирают и просушивают.
- После завершения финишной очистки, поверхность обезжиривают. В процессе работы используют растворитель и ветошь.
- Швы и баллон плавсредства тщательно протирают.
- Жидкую латку наносят толстым слоем и ожидают около 20-25 минут, пока растворитель успеет улетучиться и слой станет тонким.
- Процедуру нанесения жидкой латки повторяют несколько раз с паузой в пределах 20 минут. Жидкая латка должна не только перекрыть шов, но и выступить наружу на 2-2,5 см, выходя при этом непосредственно на ПВХ баллон.
- Лодку оставляют на сутки до полного высыхания жидкой латки.
Проклейка лодки по шву Используя жидкую латку можно усилить шов лодки ПВХ и избежать утечки воздуха.
Совет! Если швы находятся в труднодоступных местах и качественно выполнить их очистку нет возможности, лучше отказаться от ремонта с помощью жидкой латки.
В случаях, когда шов плавсредства поврежден и обнаружена утечка воздуха, стоит немедленно приступать к ремонту.
Пошаговый процесс ремонта шва
- На обнаруженных местах повреждения шва проставляют метки шариковой ручкой.
- Старый шов разбирают. Для этого старые соединения прогревают феном. Поврежденные элементы рассоединяют как можно шире.
- Загрязнения и слой старого клея удаляют с помощью растворителя и ветоши.
- На очищенное и хорошо просушенное место наносят пару слоев нового клея.
- Лодку оставляют на сутки.
- Когда клей полностью просохнет, элементы баллонов соединяют и прогревают феном для термоактивации.
- Один лист ПВХ прижимают и прикатывают к другому.
Чтобы предотвратить попадание клеевой основы за пределы области склеивания, стоит воспользоваться малярным скотчем.
Ремонт швов лодки ПВХ — устранение утечки воздуха в точке расхождения швов:
Осмотр лодки
Самостоятельный ремонт резиновой надувной лодки начинается с тщательного осмотра на предмет обнаружения повреждений. Для начала нужно хорошенько накачать воздухом все отсеки и внимательно осмотреть плавсредство, прислушиваясь к вероятному шипению воздуха, выходящего из прорехи.
Если по звуку обнаружить повреждение не удалось нужно шаг за шагом покрыть лодку (всю) густой мыльной пеной: там, где есть отверстия, мыло «запузырится». Если место повреждения обнаружено, обведите его маркером или шариковой ручкой.
Ремонт резиновых лодок — дело несложное, но очень кропотливое. Даже если вам кажется, что вы нашли уже все повреждения, не спешите. Осмотрите абсолютно всю поверхность лодки — там могут быть задиры, потертости, отслоения шовных лент и другие повреждения, которые могут вот-вот вывести из строя неумело отремонтированное плавсредство. Так что если вы решили самостоятельно осуществить ремонт резиновой лодки, сшивные швы и днище тоже не должны остаться без вашего внимания. После того как вы убедились, что обнаружили все вероятные повреждения, можно «стравить» воздух и приступать к ремонту.
Ремонт клапанов
В случаях, когда клапан начинает пропускать воздух, рыболовы заменяют его. Прежде чем приступить к работе, стоит позаботиться о приобретении:
- ацетона;
- мыла;
- ПВХ прокладки;
- клапанного комплекта;
- двухкомпонентного полиуретанового клея и кисточки, которая потребуется для его нанесения.
Также для работы по замене клапана потребуется фен для сушки и ключ.
Обратите внимание! Не рекомендуется поддевать подвижную часть клапана отверткой. Подобные действия приводят к повреждению резьбы на стакане.
Пошаговый процесс
- Первым делом из лодки спускают воздух.
- После этого нащупывают стакан (клапанную основу) и фиксируют его в ладони.
- Ключ устанавливают в основу и аккуратно поворачивают его против часовой стрелки.
- Для извлечения стакана потребуется сделать пару надрезов опорного кольца (не более 1 см). Для отклеивания стакана необходимо нагреть эту область феном.
- Старый фланец (стакан) осторожно достают, а новый заталкивают внутрь баллона и отодвигают в сторону.
- Двухкомпонентный полиуретановый клей готовят по инструкции и наносят полученный состав на заплатку и на область, где ее планируется приклеить.
- Через 10-15 минут части, которые планируется склеивать, нагревают феном до 80°.
- Склеиваемые поверхности прижимают.
- Заплатку прикатывают.
- Фланец достают, устанавливают в рабочее положение перед отверстием и закручивают в него верхний фланец.
- Лодку оставляют на 24 часа.
Ремонт клапана ПВХ лодки своими руками — доступная процедура, но требующая четких действий Спустя сутки рыбак может проверить результат замены клапана на суше. Если проблема устранена, можно отправляться на водоем.
Важно! Нередко клапан пропускает воздух из-за скопления пыли/грязи. В этом случае целесообразно промыть механизм, выполнить его продувку и смазать солидолом клапанную пружину
Этап 2. Вырезаем!
Теперь нужно найти замену сгнившей фанере. В оригинале ее толщина 24 мм. Найти такую в продаже не удалось, поэтому за 600 рублей был куплен кусок фанеры ФСФ (влагостойкой) размером 1,5*1,5 метра и от него отрезаны два куска размером 1*0.5 м. Фанеру купили влагостойкую, но вся ее влагостойкость заключена в том, что она склеена клеем, который не боится воды. А сама фанера воды боиться =)
Теперь берем эпоксидный клей, саморезы 3.5*20 с потайной головкой, обильно смазываем один кусок фанеры клеем (у меня ушло примерно 150-200 мл клея), и склеиваем, стягивая саморезами (около 20 штук, равномерно). Под саморезы предварительно сверлятся в верхнем листе фанеры отверстия диаметром 2 мм. Еще нужно обратить внимание, что бы они не попали на границу будующей детали.
Оставляем сохнуть на сутки в теплом месте (это важно, эпоксидка сохнет при t выше 15 градусов).
Ремонт уключин
Для ремонта уключин потребуется подготовить строительный фен, а также позаботиться о приобретении:
- новых уключин;
- ацетона;
- клея для лодок ПВХ;
- отвердителя Десмодур.
Отвердитель Десмодур После надувания лодки необходимо прогреть строительным феном старую уключину (60°С) и отодрать ее от плавсредства. Очень важно не перегреть ее, иначе во время снятия отойдет слой ПВХ с ткани.
Поверхность лодки очищают тканью, смоченной в ацетоне, от слоя старого клея. После этого занимаются приготовлением клеевой основы. В удобной емкости смешивают 75 мл клея, 6 мл отвердителя и 17-18 мл ацетона. После обезжиривания на уключины и на лодку наносят клей.
Уключины приклеивают к плавсредству.
Этап 3. Пропитка фанеры
Для защиты от воды было решено пропитать фанеру от воды. Для этого купили пропитку тикурилла, литровую банку и в 3 слоя покрыли всю доску. Сушка между слоями была сутки.
Получилось плотное покрытие, которое пропитало немного вглубь дерево и покрыло его снаружи, как краска.
Как оказалось — есть обратная сторона — к покрытию клей не прилипает. Клеишь — а он отходить очень легко. В итоге доска была зашкурена, не полностью конечно, но сильно, что значительно ослабило толщину пропитки.
Ремонт дна ПВХ лодки
В случаях, когда ткань на дне плавсредства начинает отслаиваться от основы, либо швы начинают расходиться, стоит немедленно приступить к ремонту лодки ПВХ. Первым делом необходимо позаботиться о приобретении:
- клея для ПВХ;
- активатора для клея;
- ткани ПВХ подходящей ширины;
- ацетона;
- валика для прикатки.
Подготовив материалы, рыболовы накладывают бандаж и усиливают перегородку, восстанавливая клеевое соединение. Ткань приклеивают к поверхности дна, накладывая небольшую часть к перегородке. Затем делают внутреннюю и наружную заплатку.
Обратите внимание! При желании шов прячут за дополнительным усилением.
Ремонт и усиление перегородки баллонов
Когда баллон начинает шипеть, то давление падает, и воздух переходит из одной воздушной части в другую. В этом случае необходимо заняться ремонтом и усилением перегородки.
Пошаговый процесс
- Отсек, который нуждается в ремонте, накачивают. Перегородка должна уйти вперед и дать возможность добраться до места травления через клапан.
- Клапан откручивают, используя ключ, который присутствует в комплекте. Клапанная шайба должна остаться внутри баллона.
- В клапан просовывают 2 пальца и с помощью защипа добираются до наружного места перегородки.
- Жидкой латкой покрывают проблемный участок и заливают клей на стык.
- Стык проклеивают сверху лентой ПВХ.
Перегородка баллонов
Если для ремонта используется клеевой раствор, стоит скатать из него клеевой шарик, который впоследствии утрамбовывают в щель с помощью шила.
Ремонт транца
Вода, просачивающаяся в мелкие щели и трещины, добирается до дерева транцевой плиты. Накопившаяся влага становится причиной набухания и отслаивания элементов фанерной конструкции.
Прежде чем приступить к ремонту транца, рыболовы выполняют демонтаж старой конструкции и очищают элементы от остатков старого клея. Если приобрести новый транец нет возможности, рекомендуется позаботиться о тщательном просушивании имеющегося.
Выполнив просушку, набухшие и отслоившиеся части удаляют. Смоченной в ацетоне тряпочкой очищают поверхность от загрязнений, подготавливая к выравниванию.
Старые держатели лучше заменить на новые. Процесс вклеивания транцевой доски рекомендуется выполнять в специальной камере, температура в которой достигает 80-100°С.
Соблюдение этих условий позволит равномерно прогреть клей и хорошо склеить фанерные элементы с держателем плиты. На заключительном этапе наносят слой клея для гидроизоляции фанеры.
Совет! Можно дополнительно вкрутить шурупы через держатель непосредственно в торец плиты
Как усилить дно лодки ПВХ
Усилив дно плавсредства, можно сделать лодку устойчивой и более управляемой.
Существует множество способов усиления днища, однако, самым простым и надежным считается метод бронирования.
Ниже можно ознакомиться с поэтапным процессом цельного бронирования дна лодки ПВХ. Прежде чем приступить к работе, стоит заранее побеспокоиться о приобретении защитной ленты ПВХ (ширина 12 см), скотча, лекала, клея, валика, средства для обезжиривания поверхности (растворителя, спирта).
Также в ходе бронирования потребуется строительный фен.
Усиление дна лодки ПВХ
Пошаговый процесс
- Днище лодки тщательно очищают от загрязнений.
- Поверхность дна и ленту ПВХ обезжиривают.
- Ленты прикладывают к днищу, определяя оптимальное положение. При необходимости расставляют пометки непосредственно на ткани.
- Крайние части днища закрывают малярным скотчем.
- На дно лодки наносят 2 слоя клея. Второй слой распределяют через 15 минут после первого.
- Спустя 20 минут ленты прикладывают к днищу и аккуратно размещают по поверхности.
- Материал прогревают и плотно прикатывают роликом ко дну.
- Остатки клея убирают тряпочкой, смоченной в ацетоне.
Важно действовать аккуратно и не торопиться, чтобы лента правильно разместилась на поверхности.
Надувное дно
Лодка с надувным дном низкого давления считается комфортабельным вариантом для сплава. Но неправильная эксплуатация может привести к серьезным последствиям. Самым значительным является разрыв перегородок и образовавшаяся прореха, которая делает невозможной и опасной дальнейшую эксплуатацию надувного судна с НДНД.
Важно! При сушке на солнце лодки с надувным дном обязательно открывайте стравливающий клапан!
Для ремонта надувного дна лодки ПВХ понадобится:
- Клей-герметик (Бостик, Полигрипп R380);
- Склеивающий агент (десмодур);
- Лента уголковая 40 на 40 мм;
- ПВХ ткань для заплаток;
- Строительный фен.
Ремонт надувного дна ПВХ лодки производят по следующей схеме:
- Перевернуть лодку кверху дном.
- Аккуратно разрезать дно в месте скопления пузыря (лодочной грыжи).
- Вывернуть днище для доступа к переборкам.
- Для повышения водо- и теплостойкости клеевых соединений смешать клей и десмодур в пропорции 6-10% на 100 грамм клея.
- Подготовить уголковую ленту нужного размера и приклеить ее на вертикальную перегородку с двух сторон.
- Посушить операционное место феном.
- Приклеить перегородку к днищу и просушить феном.
- Разрез дна проклеить с двух сторон заготовленными заплатками и также просушить.
- По истечении 12 часов надуть дно и проверить на герметичность.
Нет ничего хуже для владельца надувной лодки, чем стравливающий киль. Судно на ходу, но значительно теряет свои функциональные свойства.
Полезно знать! Частая причина повреждения киля – это лопнувший шов.
Для ремонта Киля у лодки ПВХ понадобится:
Ремонт киля у Лодки ПВХ происходит в следующей последовательности:
- Подготовить киль, прочистив и высушив место ремонта.
- Набрать клей в шприц и аккуратно ввести в стравливающую щель.
- Отмерить необходимой длины проклеечную ленту и приклеить ее на место ремонта.
- Зажать склеенный шов двумя плотными брусками, предварительно обернув их в плотную материю.
- Просушить феном.
Ремонт насоса
Насос лодки ПВХ нередко теряет свою воздухонепроницаемость. Из-за расслаивания ткани на ней образуются воздушные пузыри и трещины. Ниже можно ознакомиться с процессом ремонта мембраны мехового насоса, который поможет рыбакам избежать ошибок, часто возникающих в ходе работы.
Поэтапный процесс
- Старую мембрану разбирают и снимают. В удобном месте делают разрез.
- Из ПВХ ткани вырезают новую мембрану, сделав запас по длине в области склеивания.
- Со старой мембраны снимают ПВХ уплотнитель и подклеивают его на новую мембрану.
- Мембрану склеивают. Разрывы в ПВХ уплотнителе заполняют небольшими полосками линолеума.
На корпус устанавливают помпу.
Ремонт насоса с лодки ПВХ проводят с помощью латок из того же материала и специального клея
Профилактика поломок, пробоев и потертостей
Правильное использование лодки ПВХ позволяет продлить срок эксплуатации плавсредства и избежать возникновения поломок.
- Во время накачивания плавсредства важно не переусердствовать. На фоне излишнего давления в баллонах возникают разрывы по шву либо на участке, где установлен клапан.
- После мытья плавсредство необходимо хорошо просушивать.
- Во время рыбалки на лодке нельзя курить, чтобы окурок случайно не оставил прожога.
- Не стоит брать с собой на лодку острые предметы.
- Плавсредство нельзя перегружать и тащить по жесткой поверхности.
Также рекомендуется избегать перегрева лодки на солнце и облавливания слишком закоряженных участков водоема.
Можно ли сделать ремонт на берегу
Если во время рыбалки на лодке был обнаружен порез/пробоина, не стоит паниковать. Каждый рыболов может самостоятельно решить проблему, имея под рукой обыкновенный ремкомплект, в котором есть заплатки и клей.
- Поверхность лодки очищают от ила и песка, просушивают и обезжиривают спиртом/ацетоном.
- Клей наносят на внутреннюю часть пореза с двух сторон и выдерживают около 10 с.
- Заплатку крепко придавливают к поверхности плавсредства.
На водоеме нет возможности прогреть стык феном, однако, можно поставить на заплатку металлическую чашку с горячим чаем либо придавить заплатку металлической ложкой, которую подержали немного в кипятке.
Ремонт лодки ПВХ в полевых условиях — клеим лодку с помощью жидкой заплатки:
Сварка или склеивание
Сварка, по мнению большинства специалистов, является самым лучшим способом соединения материалов, из которых изготавливаются надувные лодки. Встречающееся в различной литературе и на просторах интернета мнение, что швы лучше склеивать, не всегда является правдой. В ряде случаев, стыки соединенные с помощью сварки при ремонте лодок пвх лучше держать воздух.
Некоторые производители надувных лодок, такие как Quicksilver, Valiant, Zodiac используют метод сварки швов горячим воздухом, а не склеивание. Конечно же от этого лодки не становятся дешевле, т.к. оборудование для сварки стоит не малых денег. Но надежность швов я думаю важнее для конечного покупателя. Лучше купить надежную лодку подороже, нежели постоянно ремонтировать дешевую.
Материалы, используемые при производстве надувных лодок – это гибкие пластики. Это могут быть термопластики или термоусадочные пластики. На внутренних поверхностях материала надувных лодок иногда встречается не гладкий пластик, а материал, который сам по себе является полимером. Для основы тканевых материалов чаще всего используют полиэстер. Это термоусадочный пластик, который практически не растягивается. При производстве надувных лодок ПВХ чаше всего используют для основы ПВХ материала нейлон. Это тоже термоусадочный пластик и он растягивается лучше чем полиэстер.
Еще в качестве основы для тканевых материалов используют хипалон и неопрен. Хипалон можно сваривать, когда его покрытие свежее. Со временем он твердеет и уже даже спустя пару часов такое покрытие сваривать уже проблематично. Но все же существуют специальные методы сварки покрытия их хайполона (хипалона) любого возраста. По сути хипалон – это термопластик, превращающийся в термоусадочный пластик со временем.
Методы сваривания материалов
Сегодня существует два основных метода сварки материалов покрытых пластиком. Это ультровзуковая сварка и сварка горячим воздухом. Оба метода предполагают разогрев материала и воздействие давления. Сначала пластик размягчается, а затем под давление соединяется с другим пластиком. Но тут нужно заметить, что температуры плавления у различных пластиков различны и соединить разнородные материалы методом вулканизации вряд ли получиться. Сварка ультразвуком идет под давление, соединяя две поверхности на большой площади. Две поверхности сжимаются прессом на столько, что плиты пресса соединились. Затем ультразвук проходит через это минимальное расстояние и разогревает материал. Совокупность давления и нагрева сплавливают разные куски материала в единое целое. Сварка ультразвуком очень быстрый процесс. Наилучшие результаты с использованием этого метода получаются на упрочненных пластиках, таких как винил или уретан, но только в том случае, если они не нанесены на материал. Тканевые материалы вносят свои коррективы в сварку ультразвуком и результат от раза к разу может различаться. Производители надувных лодок постоянно с этим сталкиваются и у них есть свои секреты для преодоления таких проблем.
Сварка горячим воздухом разогревает пластик в месте контакта. При этом методе сварки слои свариваемых материалов протягивают через специальную машину и как раз в месте соединения материалов подается горячий воздух. Горячий воздух и давление от роликов, протягивающих материал прочно соединяют два слоя пластика. Метод сварки горячим воздухом позволяет сваривать отрезки материала разной формы и размера и тем самым создавать различные корпуса для надувных лодок. Это очень быстрый метод сварки, у которого нет тех недостатков, которые есть у сварки ультразвуком. Но и тут есть свои особые требования.
Склеивание материалов
При склеивании материалов сначала поверхность склеивания подготавливают, затем наносят клей и уже совмещают две поверхности. Качество склеивания очень сильно зависит от качества подготовки поверхностей перед склеиванием. На этом этапе в основном и совершается большинство ошибок. Это достаточно трудоемкий и продолжительный процесс. Также на качество влияет и окружающая среде в помещении, где происходит склеивание. Эти два фактора значительно удорожают сам метод склеивания и поэтому качественные клеенные изделия и стоят так дорого.
Что лучше склеивать материал или сваривать?
По идее, чем меньше операция в процессе ремонта лодок пвх, тем меньше риск ошибки. Метод сварки горячим воздухом чаще всего используется там, где требуется воздушная герметичность. При склеивании высок риск допустить ошибку, которую уже потом исправить будет очень проблематично, а это очень важно, особенно для баллонов надувной лодки. Но в тоже время вулканизация не позволяет соединять абсолютно все узлы надувной лодки при обеспечении функциональной эстетики швов. По факту вулканизация гораздо плотнее соединяет материалы, адгезия заметно выше, чем при склеивании и как раз вулканизация лучше подходит для изготовления надувных лодок. Характеристики и свойства исходных материалов при этом остаются неизменными и нет лишних слоев, которые могли бы ослабить место соединения (слой клея).
Форум по теме
Ремонт лодок ПВХ – частая тема на форумах. Ниже можно ознакомиться с обсуждением вопросов, связанных с ремонтными работами.
Вопрос: Как нужно обезжиривать поверхность лодки перед приклеиванием заплатки?
Михаил: После того, как область пробоины будет промыта, нужно протереть ее ацетоном. Главное не перестараться, так как ацетон стирает покрытие.
Григорий: Если ацетона нет, можно воспользоваться спиртом или даже бензином.
Вопрос: Недавно заклеил порез на лодке заплаткой. Сегодня на рыбалке баллоны сильно нагрелись на солнце, давление растянуло поверхность и клей Момент универсал начал расползаться, а латка отслаиваться по краям. Что делать?
Как убрать старый клей с лодки пвх:
Дима: Подклей заплатку повторно клеем Радикал.
Виктор: Я пользуюсь Уралом и Десмаколом.
Максим: Купи Клейберг.
Вопрос: Какие способы склейки, помогающие устранить пробоины ПВХ лодки, существуют?
Владислав: Холодный и горячий метод. Используя первый способ, 2 раза покрывают поверхность клеевой основой. Интервал между нанесениями слоев клея составляет 10 минут. Затем клей распределяется на латке, которую прикладывают на место прокола и прикатывают чем-то тяжелым. Используя горячий способ, нагревают строительным феном клей, который был нанесен на плавсредство.
Архип: Горячий метод позволяет добиться более прочного склеивания.
При правильном эксплуатировании лодка ПВХ прослужит своему владельцу долгие годы. Если во время рыбалки случилась поломка либо был обнаружен порез на плавсредстве, не стоит отчаиваться.
Приложив немного усилий и выделив время, можно самостоятельно устранить повреждения. Самое главное придерживаться советов специалистов, неукоснительно следуя пошаговому руководству. Это даст возможность избежать ошибок.