Описание ювелирной смолы
Эпоксидная смола – современный полимерный материал, активно применяющийся для строительных, монтажных работ, а также отливки галантереи, украшений, изделий для дома. В рукоделии эпоксидка очень популярна, она позволяет создавать настоящие шедевры своими руками.
На вид ювелирная эпоксидная смола представляет собой прозрачную жидкость с довольно густой консистенцией. Это – двухкомпонентное средство, оно состоит из собственно смолы и отвердителя. Последний является важнейшим компонентом, запускающим реакцию полимеризации (отверждения). Без отвердителя смола остается текучей, только это вещество придает ей определенные свойства. Вот основные из них:
- стойкость к действию ультрафиолета, влаги, бытовой химии;
- прочность, отсутствие реакции на удары, вибрацию;
- термостойкость.
До начала полимеризации в массу можно добавлять разные сухие наполнители – например, красители, модификаторы, пластификаторы, деревянную крошку или пробку. Они меняют свойства глазури в нужную сторону. Отвердитель добавляется строго в определенной пропорции со смолой. Обычно соотношение составляет 10:1 или 8:1, но может быть иным в зависимости от конкретной марки.
Приобрести прозрачную ювелирную смолу можно в любом магазине стройматериалов, товаров для ремонта, творчества и рукоделия. Она довольно бюджетна по стоимости, легка в работе, а конечный результат всегда радует. Отечественные марки дешевле, при этом имеют отличное качество. Зарубежные ювелирные смолы чаще всего оснащены дополнительными принадлежностями – перчатками, стаканчиками, палочками для замешивания. Иногда в комплекте идут молды – формы для заливки эпоксидки. Лучше приобрести качественный материал, в противном случае он может со временем пожелтеть, помутнеть.
Cмола для рукоделия и бижутерии – Делай это сейчас, у тебя все получится!
Для изготовления бус, колец, кулонов, подвесок, сережек и предметов интерьера, необходимо использовать специальную эпоксидную смолу для рукоделия. Именно она позволит делать более сложные украшения с вкраплением декоративных элементов: бисера, блесток, древесины, высушенной травы и цветов. Благодаря 100% прозрачности можно создавать целые причудливые миры в эпоксидной смоле.
Бижутерия, сувениры, предметы интерьера – очень многое из этого делается с применением смолы для рукоделия. Благодаря ей можно сымитировать такие сложные объекты как вода, лед, стекло. Кто-то заливает смолой цветочные композиции и бутоны цветов – как для создания необычных ювелирных украшений, так и для их дальнейший сохранности в форме подвесок, кулонов, колец. Другие же создают неповторимую сувенирную продукцию и предметы интерьера, декорируют мебель. Такие предметы смотрятся притягательно и неповторимо. Сфера применения «эпоксидки» ограничена лишь фантазией.
Меры предосторожности
При работе со смолой следует строго соблюдать технику безопасности. Нужно сразу купить средства индивидуальной защиты:
- респиратор;
- перчатки;
- фартук;
- защитные очки.
Нельзя работать в непроветриваемом помещении. Если в нем нет достаточной вентиляции, придется дышать испарениями, что вредно для организма. Пары могут вызвать аллергическую реакцию, раздражают дыхательные пути. Ярко выраженный химический запах неприятен, хотя некоторые дорогие марки эпоксидки не так плохо пахнут. После отверждения эпоксидная смола полностью безопасна, различные колечки и броши можно дарить даже детям.
При попадании смолы или отвердителя на кожу следует сразу же промыть участок с мылом, затем обильно теплой водой. Нельзя применять эпоксидку для изделий, контактирующих с пищей. Занимаясь полировкой, также надо надевать респиратор – так мельчайшие частицы вещества не попадут в органы дыхания.
Эпоксидная смола
Под смолой эпоксидной понимают олигомер, содержащий эпоксидные группы, которые отвердевают под воздействием специальных веществ — отвердителей. В чистом виде материал не может применяться для заливки, декоративных работ или покрытия различных изделий: уникальные свойства проявляются после контакта с отвердителем, который запускает процесс полимеризации.
Эпоксидка после отверждения безопасна для здоровья, не имеет запаха, прозрачная, но может быть легко окрашена в разные цвета. Готовые изделия не боятся воды, химикатов, щелочей. Путем введения разного количества отвердителя можно получать твердые и мягкие смолы, которые применяются для разных работ.
Работа с ювелирной смолой
Бижутерия – самая популярная область использования эпоксидки среди рукодельниц. Для того, чтобы делать украшения, нужно приобрести соответствующие молды. Так называют заливочные формы, которые делают из силикона или иных материалов. Они удобны в применении, из них легко извлекается готовое изделие.
При работе со смолой надо строго соблюдать температурный режим. Реакция полимеризации протекает с выделением тепла, при этом эпоксидка нагревается до +60 градусов. При перегревании она безвозвратно портится.
Подготовка рабочего места
Для проведения работы с ювелирной смолой потребуется ровное место – небольшой столик, поднос. Покрытие основания должно быть глянцевым, не прилипающим к смоле. Применение полиэтиленовых пакетов неудобно, капли смолы намертво к ним липнут. Лучше всего обклеить поднос бумажным скотчем с блестящей поверхностью. Также можно положить на столик керамическую плитку, лист картона.
Перед работой важно приготовить все необходимые приспособления, фурнитуру, декор. Из основных материалов понадобятся смола и отвердитель (обычно идут в комплекте). Также пригодятся:
- два шприца (иглы не нужны);
- посуда для замешивания смолы (можно брать одноразовый стаканчик);
- деревянная палочка для перемешивания массы;
- мини-дрель;
- насадки к мини-дрели для шлифовки, полировки, насадка-сверло, головка для обточки;
- средства индивидуальной защиты;
- сито;
- растительное масло или вазелин;
- пинцет.
Фурнитуру подбирают в зависимости от типа изготовляемых украшений. Это могут быть основы, соединительные кольца, швензы, коннекторы, обрамления. Экономить на фурнитуре нельзя, иначе застежки и крепления быстро испортятся. Декор для изделий выбирается самостоятельно. Это могут быть такие предметы:
- шишки;
- листья;
- цветы;
- ракушки;
- сухоцвет;
- стразы;
- бусины;
- глиттеры;
- пайетки.
Природный материал – растения, цветы – предварительно сушится между страницами книги. Готовить его надо заранее, ведь процесс сушки может занять до месяца. Бутоны надевают через ножки на нитку при помощи швейной иглы. Полученную «гирлянду» развешивают в темном шкафу, она сохнет 3-4 недели.
Подготовка смолы
Перед тем, как работать, важно ознакомиться с инструкцией к ювелирной смоле. Там будет указано, какую температуру в помещении надо поддерживать, каковы пропорции смолы и отвердителя. Обычно производитель советует работать при +25…+30 градусах и невысокой влажности – до 55 %.
Поскольку для изготовления украшений применяются небольшие порции смолы, сильного нагревания во время полимеризации не будет. Поэтому смолы многих марок рекомендуется немного подогревать – это делают путем помещения тюбика в горячую воду (60 градусов). Через 5-10 минут смолу достают из воды и приступают к смешиванию с отвердителем.
Порядок работы:
- набрать эпоксидку и отвердитель разными шприцами без игл;
- налить в одноразовый стаканчик нужное количество смолы;
- малыми порциями добавить отвердитель в указанном соотношении, сразу тщательно перемешивая массу;
- размешивать средство надо в течение 3 минут, но не слишком интенсивно – это вызовет появление воздушных пузырьков.
Пузыри – основная трудность, с которой сталкиваются новички. Для сохранения прозрачности глазури нужно дать выстояться перемешанной смоле в течение 10 минут. Пузырьки выйдут на поверхность, и их можно будет проткнуть иголкой. Готовая масса должна иметь консистенцию густого меда.
Если это требуется, на данном этапе в средство вводятся наполнители. Все делают быстро, пока смола не вступила в стадию полимеризации. Обычно добавляют деревянные стружки, опилки, крошку, пробку. Надо учесть, что они сразу опускаются вниз, поэтому распределять их надо аккуратно.
Общая масса наполнителя не должна превышать 50 %. Чем больше посторонних веществ в ювелирной эпоксидке, тем более хрупким получится готовое изделие. Лучше ввести в него немного пластификатора (годится пара капель касторового масла).
Заливка
Чтобы начать процесс заливки смолой, следует подготовить мелкое ситечко. Этот способ не подходит, если в массе есть наполнители. Предварительно форму смазывают вазелином, паркетной мастикой. Это требуется только для молдов домашнего изготовления из подручных материалов. Формы из силикона, оргстекла в смазке не нуждаются, готовое изделие извлекается из них без труда.
Далее эпоксидную смолу вливают в форму, ее глубина не должна быть более 30 мм. В первые 60-120 минут состав будет оставаться жидким, но постепенно начнет густеть. Если нужно ввести декор, это делают при помощи пинцета. Важно не лить слишком толстый слой, иначе глазурь не сможет затвердеть до конца. Если декор крупный, то вливают ½ смеси, укладывают украшение, после добавляют оставшуюся смолу. Форму надо прикрыть, чтобы на поверхность не садилась пыль. Время сушки изделия – 24 часа.
Полировка
Полученные изделия из смолы нужно правильно отполировать. Для этого применяют мини-дрель с наждачной насадкой. Украшения обтачиваются нужным образом, грани при этом держат перпендикулярно дрели. Далее края можно покрыть лаком или снова развести смолу и при помощи кисточки смазать края. После полировки просверливают дырочки для закрепления колечек, застежек. Диаметр сверла не должен быть более 0,5 мм.
Критерии выбора
Наряду с такими качествами, как скорость застывания и экологичность, многие мастера на первое место помещают оптические свойства смол, применяемых для отливок. Что при этом имеется в виду? Ведь «прозрачность» материала не является аналогом термина «бесцветность». Например, чайная заварка прозрачна, но не бесцветна. Молоко бесцветно, если считать белый цвет бесцветным, но не прозрачно.
Поэтому если свет свободно проходит сквозь состав, но при этом меняет свой спектральный состав, то говорить о бесцветности нельзя.
Данным свойством «грешат» старые, еще советские разработки, ведь в экономике того времени при планировании не рассчитывали выпускать эпоксидные смолы с таким характеристиками, как бесцветность, сочетаемую с прозрачностью. Это не говорит о том, что химической промышленности советского периода таких смол разработать не могла, школа советской химии была на уровне лучших мировых стандартов. Дело было просто в некоторой неразворотливости плановой экономики, как таковой.
Выбор сделан, смола приобретена, но что можно наблюдать в реальности? Смотря для какой цели она куплена, какой тип изделий будет из нее изготавливаться. Если толщина покрытия или отливки не будет превышать 4-5 мм, то допускается легкий лимонно- желтый или охристо-желтый оттенок ее в массе, то есть при отливке таким слоем застывшая смола при чисто визуальной оценке будет восприниматься как совершенно прозрачная или бесцветная.
Заметить желтоватый оттенок в ней можно будет, если только превысит толщину в 10 мм и более. Но такие смолы обладают еще одним неприемлемым качеством: если слой заливки превысит некую, часто небольшую, величину, произойдет ее сильный саморазогрев. В аннотациях в таких случаях всегда есть предупреждение о цветности прозрачного слоя, и о предельной толщине его заливки, выше которой возможны термические явления.
Для заливок толщиной до 50 мм применяются смолы или абсолютно прозрачные, или, что чаще всего, с некоторой голубизной или фиолетовостью, которая заметна тем сильнее, чем толще слой заливки. Это связано с особенностями психологического восприятия цветов человеческим глазом, когда понятие «кристально-чистый» ассоциируется с легкой голубизной или сиренево-голубым оттенком. Для объемных изделий с толщиной свыше 500 мм характерно еще и применение смолы или специальных отвердителей, которые не подвержены сильному саморазогреву состава, который вызывает закипание смеси компаунда и отвердителя, или, как минимум, образования в ней пузырьков, которые тем больше по размеру, чем сильнее разогрев смеси.
Полезно узнать > Как своими руками сделать формы для заливки эпоксидной смолы
Прием с голубизной, легкой лиловостью или синевой часто используют такие производители за рубежом, как Crystal resin и ICE resin. Компаунды с такими холодными оттенками называются отбеленными. В российских разработках эпоксидные смолы с таким свойствами выпускаются под индексом ПЭО-510КЭФ-20/0, а чисто прозрачный, без каких бы то ни было оттенков, маркируется как ПЭО-510КЭ-20/0. Хотя с последним можно поэкспериментировать, окрасив его в легкий заданный оттенок, оставив при этом прозрачным, добавляя в компаунд вещество Эпоксион 400 (110А).
Приемы смешивания и разведения с добавками могут зависеть, как от объемов компонентов готовых смесей, так от их веса. Дело в том, что при составлении ювелирных композиций чаще всего количество компонентов А и Б берут не в объемах, как то принято у эпоксидных смол производственного назначения, а по весу, в граммах или даже в миллиграммах.
Погрешность при этом должна быть не более чем в 5%, а чтобы не выйти за ее пределы, лучше начать взвешивание с компонента Б, то есть отвердителя. Посмотрим, что получится, на примере с частями А и Б эпоксидной смолы для ювелирный работ ПЭО.
Для этих компонентов должно быть соотношение А к Б как 100:25, или 4 к 1 по массе, и 100 к 30, или 3,3 к 1 по объему. При «промахе» взвешивания или отмеривания с отвердителем, если вместо единицы отмерили 1,1, то и компонента А, соответственно, должно тогда быть порядка 1,1г*4 =4,4г или 1,1мл*3,3 = 3,63мл.
Проще всего для таких смешиваний пользоваться следующей таблицей:
Как называется смола | ПЭО 10К 20/0 | ПЭО610КЭ20/0 | ПЭО510КЭ20/0 | ПЭО10КЭ20/0 | ПЭО201КЭ20/0 | EpoxAcast 690 | KER 828/921 ОП | |
Страна или фирма-изготовитель | Санкт-Петербург ГТИ (ТУ) Россия | Smoos, on Ink, США | СП Юж. Корея — Россия | |||||
Тара | 150, 30, 600, 1200 мл, а также любая в пределах от 10 до 200 кг (канистра – бочка) | 150, 300, 650 мл | 1,18, 4,72 кг | ——- | ||||
Пропорции компонентов А и Б по массе
по объему |
100 : 50 | 100 : 30 | ||||||
Вязкость мПа/с при t 25°C | 900 | 780 | 640 | 480 | 240 | 430 | 200 | 1470 |
Время до желатинизации в час при 25°C | 2-3 | 3-4 | 5-6 | 8-10 | 12-15 | 2 | 5 | |
Время отверждения при 25°C | 42-54 | 54-66 | 66-84 | 24 | 24-48 | 6(20-25) | ||
Срок хранения мес. При t °C | 6(20-25) или 12 (3-8) | 6(12-25) беречь от холода | Срок ограничен 23* | 6(20-25) | ||||
После полной полимеризации | ||||||||
Как выглядит | Бесцветный, с небольшим отбеливающим эффектом или совсем без него | Бесцветный с отбеливающим эффектом | Бесцвет-ный | |||||
Стойкость к свету и УФ по 5-бальной шкале | 4 | 3 | 4 | 2 | ||||
t °C max при эксплуатации | 80 | 75 | 70 | 50 | 46 | 60 | ||
Твердость по Шору | 80 | 75-78 | 65-70 | 50-60 | 80 | 80 | 80 |
Разница в отмеривании по объему и по весу вызвана тем, что плотности эпоксидного компаунда и отвердителя сильно отличаются. Поэтому попытка как-то «усреднить» пропорции может привести к плохому результату.
Для образования однородной полимерной сетки в застывшей смоле нужно, чтобы при составлении смесей А и Б сохранялось так называемое стехиометрическое соотношение этих частей, когда вся протополимерная цепочка части А прореагирует с отвердителем. В случае с «ювелирными» смолами не сработает прием, часто применяемый в дешевых образцах этой продукции, используемой для обширных заливок полов, столешниц, когда небольшой избыток отвердителя только ускорит время реакции полимеризации.
Здесь же, в случае с ювелиркой, лишние молекулы отвердителя просто не встроятся в полимерную сетку, что снизит не только физико-механические характеристик полученных отливок, но и не даст их в дальнейшем отполировать. Ведь отвердитель будет иметь липкую консистенцию, и будет раз за разом будет выступать из мельчайших пор нарушенной полимерной сетки.
Если вы хотите иметь монолитную структуру ювелирного изделия, отлитого из эпоксидных смол, лучше обеспечьте к гарантированному сроку отверждения дополнительное время еще в трое-четверо суток, тогда на изделиях не будет оставляться отпечатков пальцев, как это часто бывает при нагреве украшений от тепла тела.
Мастер-класс по изготовлению бижутерии из ювелирной смолы
Как сделать различные украшения, бижутерию? Есть ряд тонкостей при изготовлении колец, сережек, брошей, кулонов, они будут описаны ниже.
Делаем кольца
Мастер-класс по созданию колец следует начинать с подготовки форм и принадлежностей. Нужно приобрести смолу, отвердитель и стандартный набор дополнительных материалов, в том числе глиттеров, иных элементов декора.
Работа проводится так:
- наливают в тару воду с температурой +60 градусов;
- опускают запечатанный тюбик с эпоксидкой (важно, чтобы ни капельки не попало внутрь), оставляют на 10 минут;
- набирают смолу и отвердитель, смешивают с эпоксидкой в нужной пропорции;
- обычно для кольца хватает 3 мл готовой смеси;
- для удаления пузырьков стаканчик с хорошо перемешанной массой еще раз ставят в емкость с горячей водой;
- опять вымешивают массу прямо в таре с водой, пока не исчезнут все разводы, пузыри;
- оставшиеся пузырьки выдувают при помощи соломинки для коктейля;
- вливают смолу в форму, делают это за 2-3 приема, чтобы в каждый слой положить нужное количество декора – присыпок, глиттеров, блесток, сушеных цветков, хвои;
- послойную заливку делают через 2-3 часа от предыдущей, поэтому каждый раз заводят новую порцию смолы;
- оставляют застывать кольцо недалеко от батареи на сутки;
- достают из формы изделие, ударив по нему с тыльной стороны;
- острые края шлифуют, можно сделать это пилочкой для ногтей.
Оригинально выглядит кольцо из дерева и эпоксидной смолы. Для этого можно взять палочки для суши или любые обрезки деревянной мебели, настрогать их. Деревяшки укладывают на дно формы, заливают готовой смолой. Предварительно можно покрасить материал специальными пигментами, их вводят до применения отвердителя.
Кулоны из смолы своими руками
Из смолы можно сделать искусственный янтарь, получаются очень красивые кулоны. Также можно изготовить иные поделки с добавлением краски любого оттенка, блесток или прочих элементов декора. Для кулонов обязательно подготавливают проволоку. Обычная со временем темнеет, поэтому применяют материал со специальным покрытием. Годится мягкая, но не тонкая проволока из алюминия 1,5 мм диаметром. Чтобы закрепить цепочку или шнурок, надо свернуть проволочное колечко и обрезать у него хвостик близко к месту соединения.
Само колечко наклеивают на двусторонний широкий скотч, который второй стороной приклеивают к ровной поверхности (плитке, картону). После раскладки декора в форму делают заливку готовой эпоксидной смолой с отвердителем, предварительно эпоксидка выстаивается в течение 20 минут. Заливают в «линзы» один слой, чтобы создать дно и закрепить рисунок. Оставляют изделие на 8 часов, после делают еще один слой, потом третий. В последний аккуратно погружают свернутое из проволоки колечко. Окончательное высыхание длится 24 часа. Также можно высверлить в готовом кулоне дырочку и просто вставить туда проволочное кольцо, эффект будет таким же.
Изготовление сережек
Технология изготовления сережек может быть еще более простой, не потребуется даже специальных молдов. Важно только купить высококачественную смолу и хорошие крючки-застежки, а также раздобыть сухоцвет, веточки, любой декор.
Работа заключается в следующем:
- подготовить эпоксидную смолу, замесить ее, оставить на 2 часа для обретения вязкости;
- нарисовать на бумаге трафареты овальной, округлой или другой формы;
- застелить рабочую зону клеенкой либо промыть и насухо вытереть, выложить трафареты, накрыть их сверху канцелярскими мультифорами;
- начинать лить загустевшую смолу прямо на мультифору, аккуратно распределяя по трафарету при помощи зубочистки;
- высота заготовки должна составить не более 1 см;
- сверху прикрыть заготовки куполами от пыли, оставить на сутки;
- после застывания придать серьгам нужную форму при помощи пилочки;
- замесить еще одну порцию смолы, выдержать 2 часа;
- на заготовки положить декор, капнуть немного смолы, дать чуть подсохнуть;
- затем выполнить еще несколько слоев кисточкой, каждый должен сохнуть по 2 часа;
- в окончание работ дать серьгам высохнуть сутки, затем отшлифовать и просверлить дырочки для крючков.
Броши из смолы
Для создания брошей дополнительно могут понадобиться акриловые красители. После соединения смолы и отвердителя дают массе настояться 2-3 часа, затем заливают в специальные формы для брошей. Предварительно края форм можно покрыть смесью ПВА и красителей, тогда изделия обретут оригинальный вид. Внутри брошей красиво смотрится композиция из сухоцветов. Чтобы они не всплыли на поверхность, выполняют первый слой заливки, дают ему подсохнуть 2 часа, а затем подклеивают декор при помощи ПВА. Окончательно сушат изделия не менее суток.
Кабошоны в домашних условиях
Под кабошонами понимают способ обработки камней, при котором они обретают гладкую выпуклую поверхность без граней. Кабошоны плоские в одной стороны, а с другой выглядят как линза. Проще всего заливать их в специальные формы, разводя эпоксидку по инструкции. Ею промазывают стенки формы тонким слоем, а после застывания вынимают заготовку. Теперь в нее можно вложить любой декор, потом ее заполняют до основания. После сушки шлифуют медальон до идеальной гладкости.
Полезные советы по работе с ювелирной смолой
Если ждать длительного высыхания бижутерии нет времени, процесс можно ускорить. Для этого подогревают изделие в духовом шкафу при температуре до +50…+60 градусов. Многие мастера, если дрели нет в наличии, вводят в изделие шнурок, пока украшение еще мягкое. Это поможет избежать сверления.
При заливке надо обязательно следить, чтобы форма была абсолютно гладкой. В таком случае не придется длительно шлифовать бижутерию. Нельзя протирать готовое изделие спиртом, это испортит глянцевую поверхность. Аккуратное обращение позволит носить кольца, сережки или кулоны долгое время без нареканий.