Согласно Российскому Речному Регистру все речные суда зависимо от конструкции делятся на 4 основных класса: «М», «О», «Р», «Л». Класс судна влияет на его способность выходить в плавание в штормовую погоду и в определенные акватории.
Планируя взять катер или теплоход в аренду, узнавайте, подходит ли выбранное транспортное средство для той акватории, плавание в которой планируется. Перечень водных бассейнов РФ и их разрядность уже определены законодательно. Так, река Нева практически полностью относится к классу «Р», а Ладожское и Онежское озера к классу «М» (есть участки класса «О»).
Речные суда класса «М»
Суда, которым присвоен данный класс, могут выходить в плавание при любой погоде. Они способны преодолевать волны высотой 3 м и шириной до 40 м. У судов этого класса максимально высокие борта, а люки и наружные двери водонепроницаемые. Открытые пассажирские палубы судов класса «М» оборудуют фальшбортами высотой минимум 90 см. Надстройки на таких судах выполняют из стали или других легких металлов, иллюминаторы закрывают глухими крышками или дополняют металлической рамкой. Якорные цепи на судах класса «М» длиннее, чем на судах других классов.
Классификация судов. Основные классы судов Российского Морского Регистра Судоходства
Рассмотрена классификация морских судов в соответствии с правилами постройки и классификации. Понятие класса судна введено впервые в 1764 г. в Англии Обществом Регистра, которое с 1834 г. и по настоящее время называется Регистром Британского и иностранного судоходства Ллойда. Смысл класса судна состоял в возможности полного и быстрого получения информации о судне для оценки его надежности и пригодности к перевозке того или иного груза. Первоначально класс определялся возрастом судна, датой и местом его постройки, состоянием корпуса и снаряжения, сведениями о владельце и капитане, тоннаже, числе пушек. По мере развития мировой индустрии судоходства общества, подобные Британскому Регистру судоходства Ллойда, появились в других странах с развитым судоходством и судостроением. Так, Французское Бюро Веритас берет свое начало с 1832 г. Американское Бюро судоходства основано в 1862 г. Норвежское Бюро Веритас создано в 1864 г. В 1861 г. в Генуе клубами взаимного страхования основан Итальянский Регистр. В России общество для классификации морских, речных и озерных судов под названием «Русский Регистр» было образовано страховыми компаниями в 1913 г., устав которого утвердил министр торговли и промышленности России. В первые же годы деятельности обществом был создан ряд правил постройки и классификации, а также правил по техническому надзору за судами, находящимися в эксплуатации. После Октябрьской революции 1917 г. к моменту национализации общество «Русский Регистр» перестало функционировать и лишь в 1923 г. было вновь воссоздано под названием «Российский Регистр», переименованный в 1924 г. в «Регистр СССР». После распада страны в 1991 г. его преемником стал «Российский Морской Регистр Судоходства», далее по тексту РС, позиции и авторитет которого в мировом судоходстве остаются по-прежнему высокими. В настоящее время наличие у судна класса того или иного классификационного общества свидетельствует о вполне определенной и достаточной при заданных условиях надежности и прочности корпусных конструкций, установленных на судне механизмов, устройств и систем, обеспечивающих безопасность плавания. Для признания классифицированного судна годным к плаванию необходимо также выполнение требований ряда международных соглашений: — конвенции о грузовой марке — КГМ-66; — конвенции по охране человеческой жизни на море— СОЛАС-74; — конвенции по предотвращению загрязнения акваторий портов и морей — МАРПОЛ-73/78; — конвенции по подготовке, дипломированию моряков и несению вахты — ПДМНВ-78/95. Присвоение судну класса производится по результатам специального всестороннего освидетельствования, называемого первоначальным.
Класс присваивается сроком на пять лет с ежегодным подтверждением и удостоверяется выдачей судну Классификационного свидетельства. В последующие годы для возобновления класса производятся очередные освидетельствования с интервалами в пять лет. Для быстрого получения оценочной информации о судне и его эксплуатационных возможностях и особенностях используется общепринятая в мировой практике символика в виде сочетания знаков, букв и цифр. Основной символ класса судна, указывающий на то, что судно построено по правилам и под техническим надзором РС, состоит из знака О и проставляемых перед ним букв КМ для самоходного судна и К для несамоходного. Для ледоколов т.е. судов, предназначенных для прокладки каналов в сплошном льду, проводки, околки, буксировки судов и выполнения спаса-тельных работ во льдах, к основному символу добавляется один из следующих знаков: ЛЛ1; ЛЛ2; ЛЛЗ; ЛЛ4 — в зависимости от мощности энергетической установки ледокола и применительно к ориентировочным условиям их использования: ЛЛ1 — работа в арктических морях в течение всего года; ЛЛ2 —работа в арктических морях в летний период; ЛЛЗ — работа в неарктических морях в течение всего года в сплошном льду толщиной до 1,5 м; ЛЛ4 — работа в портовых и припортовых акваториях в сплошном льду толщиной до 1,0 м. Для судов с ледовыми усилениями в зависимости от категории усиления к основному символу добавляется один из следующих знаков: УЛА; УЛ; Л1; Л2; ЛЗ, который определяет район и сезон самостоятельного плавания во льдах: УЛА-в летне-осенний период во всех районах Мирового океана; УЛ — в летне-осенний период в Арктике в легких ледовых условиях и круглогодично в замерзающих не арктических морях; Л1 — в летний период в Арктике в разреженных битых льдах и круглогодичновзамерзающихнеарктическихморяхвлегкихледовыхусловиях; Л2,ЛЗ -в мелкобитом разреженном льду не арктических морей. Знаки деления на отсеки. Добавление к основному символу одного из знаков 1 ; 2; 3 — означает, что при затоплении одного, двух или трех водонепроницаемых смежных отсеков судно должно оставаться на плаву в удовлетворительном состоянии равновесия. Знаки ограничения района плавания Добавление к основному символу одного из знаков: I; II; ПСП; III — означает разрешенный судну район плавания: I — плавание в открытых и закрытых морях с удалением от порта-убежища до200миль; II — плавание в открытых морях с удалением от порта-убежища до 50 миль; ПСП — плавание в морских районах на волнении до 6 баллов с удалением отпорта-убежищадо50миль; III — прибрежное, рейдовое и портовое плавание. Для судов неограниченного района плавания знак района плавания не добавляется. Знаки степени автоматизации В зависимости от объема оборудования судна средствами автоматизации к основному символу добавляется один иззнаков:А1; А2; АЗ: А1 — объем автоматизации механической установки позволяет эксплуатацию судна без вахты в машинном отделении (МО) и в центральном посту управления(ЦПУ); А2—объем автоматизации механической установки позволяет эксплуатировать судно без вахты в МО, нос вахтой в ЦПУ;АЗ — судно с мощностью судовой энергетической установки 1500 кВт, объем автоматизации механической установки которого сокращен, но позволяет эксплуатацию без вахты в МО. Знаки определенного назначения судна. Если судно имеет определенное назначение, то к символу класса добавляется краткое указание о его назначении. Например, пассажирское, лесовоз, рудовоз, нефтетанкер, рыболовное, буксир, спасатель и т.д. Знак атомного судна Дополнительные характеристики Для характеристики конструктивных особенностей или других специфических качеств могут указываться дополнительные сведения о судне. Например, корпус изготовлен из стеклопластика, или что судно или его отдельные грузовые помещения приспособлены для перевозки опасных грузов. Таким образом, полный символ судна, имеющего класс PC: КМ® Л2 I 1 А2 (лесовоз) Он содержит информацию о том, что корпус сухогрузного судна-лесовоза и его механическая установка построены по Правилам и под надзором Российского Морского Регистра Судоходства. Судно имеет ледовые подкрепления, позволяющие ему самостоятельно плавать в мелкобитом разреженном льду неарктических морей с удалением от порта-убежища до 200 миль. Судно о-тается на плаву в равновесном состоянии при затоплении одного любого водонепроницаемого отсека. Эксплуатация энергетической установки производится без вахты в машинном отделении, но с вахтой в ЦПУ.
Как читается символ класса для какого-либо конкретного судна?
Символ класса
, имеющий вид расшифровывается так: самоходное судно, построено под надзором Регистра РФ, неограниченного района плавания, имеет усиленные ледовые подкрепления (допускается плавание за ледоколом, а также самостоятельное плавание в битом льду в арктических морях), способно оставаться на плаву при затоплении одного отсека, удовлетворяет дополнительным требованиям правил по противопожарной защите, с объемом автоматизации СЭУ, допускающим работу судна без постоянной вахты в машинном отделении (МО) и центральном посту управлени ЦПУ, предназначено для перевозки лихтеров.
Объектами деятельности речного Регистра
являются самоходные суда внутреннего плавания с мощностью главных двигателей не менее 55 кВт , несамоходные суда вместимостью не менее 80 тонн , все пассажирские и наливные суда, паромные переправы и наплавные мосты на внутренних водных путях, суда смешанного (река-море) плавания.
Классификация судов Речным Регистром осуществляется в соответствии с классификацией водных бассейнов.
Внутренние водные бассейны, включая устьевые участки рек с морскими условиями судоходства, классифицируются по разрядам «Л», «Р», «О»
и «М» в зависимости от ветро-волнового режима.
Класс судна определяется записью соответствующих символов, которые характеризуют конструктивные особенности судна, условия его эксплуатации. Основными символами в формуле
класса судна являются те же буквы, что обозначают класс водного бассейна, в котором допускается эксплуатация судна. Фактически, получается, что буква в формуле класса судна ограничивает районы плавания судна водными бассейнами, разряд которого записан в формуле.
Основными символами класса судов смешанного река-море плавания являются буквенные сочетания «О-ПР», «М-ПР
» и «М-СП» , определяющие конструктивные особенности судна и условия его эксплуатации в морских районах.
Ниже находится таблица, в которой приведены символы класса и соответствующие им ветро-волновые характеристики.
Основной символ класса | Нормативная высота волны, м | Обеспеченность высоты волны, % | Повторяемость волн, % |
«Л» | 0,6 | ≤4 | |
«Р» | 1,2 | ≤4 | |
«О» | 2,0 | ≤4 | |
«М» | 3,0 | ≤4 | |
«О-ПР» | 2,0 | ≤5 | |
«М-ПР» | 2,5 | ≤5 | |
«М-СП» | 3,5 | ≤5 |
В зависимости от конструктивных особенностей судна основной символ класса дополняется следующими символами:
1. Для судов, построенных под надзором Регистра, символом , который ставится перед основным символом, например, « О». 2. Непосредственно после основного символа класса ставится допустимая при эксплуатации длина волны, например, « О 1,2»
.
3. Для высокоскоростных судов: судов на подводных крыльях, глиссеров, экранопланов, имеющих два положения на воде: водоизмещающее и эксплуатационное, длина волны ставится в виде дроби, в числителе которой указывается длина волны в водоизмещающем режиме, а в знаменателе – в скоростном. После дроби записывается тип судна, например, « Р 1,2/0,8 глиссер».
4. Для судов, имеющих ледовое усиление, пишется слово «лед» и цифра, обозначающая допустимую толщину битого льда, например, « О (лед20)».
5. Для судов, оборудованных средствами автоматизации, в конце ставится буква «А». Например, « О 2,0 (лед20) А»
Класс судна, эксплуатируемого в данном бассейне, должен быть не ниже разряда данного бассейна.
Ссылка:
https://mariners.narod.ru/book101.html
https://seadiesel.ru/subcategory/klassifikaciya_sudov.html
https://www.rivreg.ru/
https://korabley.net/news/rechnye_suda_klassifikacija/2013-10-20-1557
Морские пассажирские суда прибрежного плавания
Местные
Перечень всех типов и проектов
· Все фотографии судов этого класса
Подразделы
○ Проект 01371 ○ Проект 10110, 10110НИС, тип Евпатория ○ Проект 1411, тип РК-1 ○ Проект 1413 ○ Проект 14220, тип Днепр ○ Проект 1430, тип Александр Грин ○ Проект 14301, тип ОМ-101 ○ Проект 1438, тип Молодёжный ○ Проект 1455, тип Альбатрос ○ Проект 1462, тип Рейдовый ○ Проект 1862, тип Сулак ○ Проект 1912РВ ○ Проект 227, 245, тип Алмаз / Магнолия ○ Проект 23290 ○ Проект 251 ○ Проект 268, 279, тип Нахимовец ○ Проект 30060 ○ Проект 485, тип Аркадия ○ Проект 485С, тип Метель ○ Проект 528, 528B (НРБ), тип Георги Димитров / Василь Коларов ○ Проект 543, 543А (НРБ), тип Алупка (2-я серия т/х Георги Димитров) ○ Проект 722 ○ Проект 733П ○ Проект B-070, тип Prom Nr 1 (PP-120) ○ Проект CD342 ○ Cinderella ○ Тип Den Lille Havfrue ○ Проект Flying Cat 40 ○ Тип Gemini ○ Проект GLIDER ○ Тип HADAG ○ Проект InCat 74m (Австралия), тип Christopher Columbus ○ Тип Intintoli ○ Проект KP-2 (ПНР), тип Szmaragd / Иверия ○ Naviga 10S ○ Проект NB25 ○ Проект P-11 (СФРЮ), тип Osijek ○ Проект P-200005 (СФРЮ), тип МПК-451 ○ Проект PM1800 ○ Проект PV01 ○ Проект PV02 ○ Проект PV05, тип Барс ○ Проект PV07 ○ Проект PV20S ○ Проект PV22 ○ Проект PV24 (NE020.2) ○ Тип Quer ○ Rodman 34 Passenger ○ Rodman 69 Passenger ○ Rodman 78 Passenger ○ Sjögull (проект, Швеция) ○ Тип Söderarm ○ Тип TriCat ○ Тип Värmdö ○ Тип Вапоретто ○ Тип Заря (морские) ○ Тип Курортник ○ Тип Ласточка (Ореанда) ○ Тип Метеор ○ Тип МК (довоенный) ○ Тип МПК-470 ○ Тип Находкинский рабочий ○ Тип Норд ○ Тип Пушкин ○ Проект Р6722 ○ Тип Радуга ○ Тип Севастополец, проект МА ○ Тип Скат 1010 ○ Проект УП-160
Таблица судов класса
Сортировать по: Дате постройки
· Месту постройки · Году и месту постройки · Модификации · Последнему названию · Первому названию · Редакторская сортировка
««1 ···
11HN | (Черногория) | ||
(Китай) | |||
(Китай) | |||
(Вьетнам) | |||
71036 | Эйлат | ||
Сочи | ГСК Черноморское морское пароходство / Черноморское морское пароходство ММФ СССР / Черноморско-азовское морское пароходство | ||
9023 | Эйлат | Прочие | Исраэль-Ям |
9024 | Эйлат | Прочие | Israel-Yam |
Abo Mosad 2 | (Египет) | ||
Abou Badis | Сус | ||
Acarlar 1 | Алания | Частное лицо | |
Acarlar 2 | Алания | Частное лицо | |
Adanali 3 | (Турция) | ||
Adanali III | Анталья | Прочие | |
Adatepe 2 | Стамбул | ||
Admiral | Алания | Частное лицо | |
Agios Nikolaos | (Греция) | Частное лицо | |
Airisto | Наантали | Прочие (Финляндия) | |
Akvaryum | 05.1992 | Валлетта | Captain Morgan Leisure Ltd |
Alacalufe | Эль Калафате | Прочие | |
Alanya 317 | Алания | Прочие (Турция) | |
Alexander | (Греция) | Прочие (Греция) | Владелец: Cycladic Cruises |
Ali Baba 07 | Анталья | Прочие (Турция) | Ali Baba 07 Boat Tour Çıralı / Olympos |
Ali Baba 2 | Анталья | ||
Alli | Хельсинки | ||
Alpler 1 | Алания | Прочие (Турция) | Bl. Alanya 108 |
Alyssa | Сус | ||
Ana B | (приписка неизвестна) | ||
Anamnisis | Лимасол | Прочие (Кипр) | Оператор: Cyprus V.I.P. Service |
Antonia | Валлетта | Luzzu Cruises Limited | Reg. owner: Antonia Cruises Limited |
Antonios | (Греция) | ||
Aphrodite I | Лимасол | ||
Aphrodite II | Лимасол | Прочие (Кипр) | |
Aqua life | Мармарис | ||
Aquascope III | (Испания) | Excursiones Maritimas Benidorm S.L. | |
Arabella | (Болгария) | Прочие | |
Argo | (Греция) | Прочие (Греция) | Владелец: Aeolos Cruises |
Arif Kaptan 2 | Алания | Прочие | |
Arif Kaptan 4 | Алания | Частное лицо | Bl. Alanya 139 |
Arkadas | (Турция) | Прочие (Турция) | |
Arkadas 6 | (Турция) | Прочие (Турция) | |
Atchara 5 | (Таиланд) | ||
Atlantis | Хайфа | ||
Atlantis Sea Cruises | Лимасол | Прочие (Кипр) | |
Atlantis Sea Cruises II | Лимасол | Прочие (Кипр) | |
Ayhan 2 | Стамбул | Прочие (Турция) | |
Aytepe 1 | Стамбул | Прочие (Турция) | |
Azimut | (Италия) | ||
Aziza | Сус | Прочие (Тунис) | |
Baba Refik Sezgun | Стамбул | Прочие (Турция) |
««1 ···
Простой вид списка судов (записи по учётным данным)
Перечень всех типов и проектов
· Все фотографии судов этого класса Сообщить о неточности в описании или названии типа/проекта
7.1.
Класс судна определяется совокупностью условных символов, присваиваемой судну при его классификации и характеризующей конструктивные особенности судна и условия его эксплуатации в соответствии с правилами, исходя из требований безопасности.
7.2.
Классификация судов осуществляется в соответствии с классификацией водных бассейнов.
7.3.
Внутренние водные бассейны, включая участки с морским режимом судоходства, классифицируются по разрядам «Л», «Р», «О» и «М» в зависимости от их ветро-волнового режима исходя из следующих условий:
1) в бассейнах разрядов «Л», «Р» и «О» волны 1%-ной обеспеченности высотой соответственно 0,6, 1,2 и 2,0 м имеют суммарную повторяемость (обеспеченность) не более 4% навигационного времени;
2) в бассейнах разряда «М» волны 3%-ной обеспеченности высотой 3,0 м имеют суммарную повторяемость (обеспеченность) не более 4% навигационного времени.
Участки с морским режимом судоходства начинаются от границы внутренних водных путей. В этих участках могут эксплуатироваться суда всех типов в соответствии с правилами и классом судна.
Перечни внутренних водных бассейнов России в зависимости от их разряда, а также морские районы, в которых может осуществляться эксплуатация судов смешанного (река — море) плавания, и условия эксплуатации судов устанавливаются правилами.
Морские районы классифицируются по разрядам «О-ПР», «М-ПР» и «М-СП» в зависимости от их ветро-волнового режима и обеспеченности местами убежища.
7.4.
Основными символами в формуле класса судов внутреннего плавания являются буквы «Л», «Р», «О» и «М», определяющие конструктивные особенности судна и разряд водного бассейна, в котором оно может эксплуатироваться.
Основными символами в формуле класса судов смешанного (река — море) плавания являются буквенные сочетания «О-ПР», «М-ПР» и «М-СП», определяющие конструктивные особенности судна и условия его эксплуатации в морских районах.
Характеристики нормативных высот волн применительно к основному символу класса судна приведены в приложении № 2 к настоящему Положению.
7.5.
В зависимости от конструктивных особенностей судна основной символ класса в формуле класса дополняется следующими символами:
1) для судов, построенных под техническим наблюдением Речного Регистра или другой признанной Речным Регистром классификационной организации, — символом , который ставится перед основным символом, например, » О «;
2) непосредственно после основного символа класса вносится допускаемая при эксплуатации высота волны в метрах с точностью до первого знака после запятой, например, » О1,5 «.
Для высокоскоростных судов: глиссеров, судов на подводных крыльях (СПК), судов на воздушной подушке (СВП), а также экранопланов ограничения по высоте волны записываются в виде дроби, в числителе которой указывается высота волны при движении судна в водоизмещающем состоянии, а в знаменателе — в эксплуатационном режиме. После дроби указывается тип судна по принципу движения, например, » Р1,2/0,8 глиссер», » О2,0/1,2 СПК», » О2,0/1,5 СВП», » Р1,2/0,4 экраноплан»;
3) для судов, имеющих специальные ледовые усиления, после значения высоты волны записываются заключенные в скобки слово «лед» и толщина мелкобитого зимнего льда в сантиметрах, установленная Речным Регистром при согласовании проекта судна, например, » О(лед 20)». В формулу класса ледоколов вносится слово «ледокол»;
4) для судов, оборудованных средствами автоматизации в соответствии с правилами, после всех символов, указанных в подпунктах 1-3 данного пункта, вносится буква «А», например, » О2,0(лед 20)А»;
5) если судно или его отдельные элементы не в полной мере соответствуют правилам, не проверены практикой эксплуатации, но признаны Речным Регистром годными к эксплуатации как экспериментальные с целью их изучения и проверки, в формулу класса перед символом вносится символ «Э», например, » Э О2,0(лед 20)А «.
При удовлетворительных результатах испытаний, эксплуатации и освидетельствований судна с экспериментальным классом символ «Э» из формулы класса может быть исключен.
7.6.
Речной Регистр может исключить или изменить в формуле класса тот или иной символ при изменении или нарушении условий, послуживших основанием введения в формулу класса данного символа.
7.7.
Речной Регистр присваивает класс судну при первоначальном освидетельствовании, подтверждает, возобновляет или восстанавливает его при других видах освидетельствований. Присвоение, возобновление или восстановление класса судну удостоверяется выдаваемым на судно классификационным свидетельством.
7.8.
Класс судна, эксплуатируемого постоянно в бассейне данного разряда, должен быть не ниже разряда этого бассейна.
7.9.
Судно внутреннего плавания, имеющее годное техническое состояние, может быть признано пригодным к эпизодическому плаванию (нерегулярной эксплуатации) в бассейне более высокого разряда при условии выполнения дополнительных требований по конструкции, надводному борту, оборудованию, снабжению, а также ограничений по району плавания, ветро-волновому режиму, сезонности, ледовым условиям и т.п.
7.10.
Речной Регистр по заявке судовладельца проводит переклассификацию судов в случае необходимости изменения основного символа класса в формуле класса или типа и назначения судна.
7.11.
Работы по подготовке судна к переклассификации с повышением класса и/или в связи с изменением типа и назначения судна должны проводиться в соответствии с технической документацией, согласованной с Речным Регистром, и под его техническим наблюдением. Расчеты и проверки должны выполняться в соответствии с правилами, действующими на момент разработки технической документации по переклассификации, и должны быть ориентированы на новые условия эксплуатации в связи с изменением внешних нагрузок, технических характеристик (осадка, водоизмещение, высота надводного борта), рода перевозимого груза и т.п.
Приложение № 2 к Положению (п.7.4)
Характеристики нормативных высот волн применительно к основному символу класса судна
1 | ≤4 | ||
«Р» | 1,2 | 1 | ≤4 |
«О» | 2,0 | 1 | ≤4 |
«М» | 3,0 | 3 | ≤4 |
«О-ПР» | 2,0 | 3 | ≤5 |
«М-ПР» | 2,5 | 3 | ≤5 |
«М-СП» | 3,5 | 3 | ≤5 |
1 Выдержка из Правил Российского Речного Регистра 2008 г. изд., Положение о классификации судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания, Раздел 7. «Принципы классификации судов».
Что такое класс судна?
Класс судна — это разряд, к которому относится конкретное судно, согласно правилам классификации и постройки того или. Иного классификационного общества. Класс присваивается (или возобновляется) на определенный срок с выдачей классификационного свидетельства, в котором, удостоверяется, что судно отвечает требованиям, предъявляемым. К его прочности и мореходности.
В стране юридическим органом технического надзора и классификации гражданских морских судов и плавучих сооружений является Регистр.
Класс судна записывается в виде символа и различных дополнительных знаков.
Мореходность судна и ее обеспечение
5.0
07
Понятие мореходности. Одним из условий безопасной и эффективной перевозки грузов морем является хорошая мореходность судов. Мореходностью обычно называется способность судна к безопасному плаванию в условиях интенсивного морского волнения и ветра с возможностью эффективного использования всех бортовых систем и механизмов. Иначе говоря, мореходность – это комплекс свойств, обеспечивающих судну выполнение своего назначения в заданных гидрометеорологических условиях. Она зависит от размеров, архитектуры, формы обводов, нагрузки судна, соотношения его размерений и параметров морских волн, от интенсивности и курсового угла волнения, скорости судна и ряда других факторов. Мореходность определяется плавучестью, остойчивостью, ходкостью, управляемостью, непотопляемостью, плавностью качки судна. Однако понятие «мореходность» имеет более узкий смысл, чем термин «мореходные качества». Оно объединяет только свойства судна, существенные при плавании в условиях ветра и волнения.
К ним относятся: – качка на волнении; – обусловленные волнением и качкой напряжения элементов корпуса, перегрузки главного двигателя, устройств, механизмов; – заливание и забрызгивание палубы и надстроек; – оголение носовой части днища и подверженность слемингу; – потеря скорости из-за возрастания сопротивления движению судна и ухудшения условий работы гребного винта; – снижение остойчивости и ухудшение управляемости; – приспособленность к пребыванию людей в морских условиях.
Последнее свойство определяется герметичностью помещений, возможностью беспрепятственного сообщения между надстройками и отсеками в штормовую погоду, степенью защищенности экипажа на открытых местах работы от ветра, дождя и брызг, физиологической и психологической способностью экипажа выполнять свои функции.
Обеспечение мореходности.
Мореходность судна обеспечивается:
• конструктивно (формой корпуса; достаточной его общей, местной прочностью и герметичностью; достаточной высотой надводного борта; отсутствием выступающих частей за бортом; удалением механизмов, люков трюмов, надстроек от форштевня; установкой на баке волновых отбойников для защиты объектов на палубе от волн и водяных струй и для предотвращения принятия на нее большой массы воды; и т.д.);
• правильной загрузкой (достаточной для плавания в штормовых условиях остойчивостью, прочностью корпуса и др.); • действиями судоводителей и экипажа перед рейсом и на переходе (планированием перехода и его коррекцией в рейсе, подготовкой судна к штормовым условиям, выбором режима движения, балластировкой и др.).
Подготовка к штормовым условиям. Для избежания неблагоприятных последствий плохой погоды экипажем проводятся мероприятия по своевременной подготовке судна к плаванию в штормовых условиях. Перед выходом в море, независимо от водоизмещения, района и продолжительности рейса, преобладающих условий погоды, судно с находящимся на нем грузом, судовым снаряжением и инвентарем должно быть полностью подготовлено к плаванию в штормовую погоду.
В пути при получении сведений или наличии признаков надвигающегося шторма проверяются: рулевое устройство; закрытия грузовых люков; надлежащее крепление грузового устройства, вооружения, а также крепление палубного груза (если таковой имеется) и всех предметов, которые при качке могут прийти в движение; исправность действия клинкетных дверей водонепроницаемых переборок, надежность закрытия воздушных и мерительных трубок на открытых палубах; надежность крепления и закрытия спасательных шлюпок и т.д. Устраняется статический крен (если он имеется), опробываются водоотливные средства. В целях предотвращения попадания забортной воды в корпус судна: закрываются клюзы якорных цепей, а также выходящие на открытую палубу световые люки, горловины; задраиваются глухарями бортовые иллюминаторы, особенно находящиеся вблизи ватерлинии; раструбы наружных вентиляторов закрываются чехлами и поворачиваются по ветру. Водонепроницаемые двери, которые не мешают сообщению внутри судна, закрываются, остальные подготавливаются к закрытию. По возможности ликвидируются свободные поверхности в танках, если необходимо, то заполняются балластные отсеки, а те, которые не подлежат заполнению, держат пустыми. При необходимости используются дополнительные крепления палубных грузов. Все эти действия проводятся в кратчайшие сроки до ухудшения погоды, поскольку в дальнейшем выполнение многих из них может быть затруднено.
Меры обеспечения мореходности подготовленного к плаванию в шторм судна включают в себя: – решения перед выходом в рейс (задержка в порту из-за плохой погоды); – заблаговременные решения в рейсе до встречи со штормом (изменение маршрута для избежания тяжелых условий, изменение балластного состояния); – решения в процессе плавания в штормовых условиях (изменение скорости или скорости и курса судна для уменьшения интенсивности неблагоприятных явлений). Очевидно, чем раньше и надежнее можно предсказать поведение судна в ожидаемых погодных условиях, тем безопаснее и эффективнее можно осуществлять эксплуатацию судна.
Анализ мореходности судна обычно включает три частные задачи: – определение параметров, характеризующих внешние условия (главными из них являются характеристики волнения); – получение характеристик реакции судна на внешние воздействия; – установление критериев, позволяющих делать заключение о мореходности судна.
Параметры волнения могут определяться самим судоводителем; выбираться из поступаемых от служб погоды метеорологических бюллетеней, факсимильных карт, сеточных данных; рассчитываться по измерениям параметров качки; приниматься со спутников. В будущем требуемые данные о волнении, включая его спектр, для всех районов Мирового океана будут получаться практически в реальном времени на основе информации спутников, с высокой точностью осуществляющих мониторинг земной поверхности.
Характеристики реакции судна на волнение получаются путем прямых и косвенных измерений с использованием специальных приборов или рассчитываются по параметрам волнения.
Выбор критериев мореходности, их допустимых границ или методик расчета этих пределов производится с учетом возраста судна на основе изучения поведения в условиях волнения конкретных судов с разной загрузкой с использованием экспертных оценок и моделирования реакции судна на волнение.