Россия, Мурманск
Телефон:
+7 (815) 257-29-.. Показать номер
Пн-сб: 10:00—19:00; вс: 11:00—18:00
whatsapp telegram vk email

Ремонт подвесных лодочных моторов

Как улучшить мотор Салют

Рис. 1. Такая пластмассовая насадка, надеваемая на карбюратор, препятствует попаданию воды в диффузор

Согласно результатам редакционного исследования «Отечественные подвесные моторы глазами ремонтников» (см. «КиЯ» № 182), мотор «Салют» единодушно признается наиболее проблемным российским подвесником. Однако импортный моторчик мощностью 2-3 л.с. сравним по цене с 30 сильным «Вихрем» и многим попросту не по карману. В общем, несмотря на последнее место в рейтинге надежности, «Салют» продолжает пользоваться устойчивым спросом. Один из участников нашего опроса ремонтных мастерских — петербургская , продающая в том числе и «Салюты», проводит своеобразную предпродажную подготовку серийных моторов, устраняя огрехи конструкторов и сборщиков. Специалисты фирмы любезно согласились поделиться технологией «тюнинга», направленного на повышение надежности, безопасности и удобства пользования самым маленьким отечественным подвесным мотором.

Одна из «болезней» «Салюта», с которой приходится сталкиваться практически любому владельцу мотора—попадание воды в карбюратор. Происходит это даже в тихую погоду—вода засасывается в виде брызг, и мотор глохнет. Полностью исключить попадание воды позволяет специальная насадка на диффузор (рис. 1). Забор воздуха в карбюратор при этом осуществляется через «носик», открытая часть которого развернута в сторону мотора и направлена вниз. изготавливает ее из пластмассы, но в домашних условиях наверняка можно применить и другие материалы.

Рис. 2. Латунная втулка предохраняет нижнюю часть коленвала от усиленного износа.
Рис. 3. Пластмассовую крыльчатку водо-помпы лучше заменить на резиновую от «Ветерка», уменьшив ее высоту до 10 мм и установив через переходную втулку из латуни

К сожалению, качество стали, из которой изготовлен коленвал, невысоко, вследствие чего его нижняя часть очень быстро изнашивается и мотор выходит из строя. Решить проблему можно при помощи дополнительной латунной втулки, надеваемой на нижнюю часть коленвала (рис. 2), которую необходимо проточить на длину 10мм под внутренний диаметр втулки (13мм). Втулка препятствует быстрому износу, защищает коленчатый вал от коррозии и абсолютно исключает попадание воды в газоприемник.

На серийных моторах «Салют» подача воды в систему охлаждения осуществляется крыльчаткой из пластмассы. Пластмасса жесткая, и через некоторое время корпус и крышка помпы подвергаются заметному износу, отчего циркуляция воды в системе нарушается, а на малых и средних оборотах вода может не подаваться вообще. Лучше заменить штатную крыльчатку на резиновую, доработав распространенную крыльчатку мотора «Ветерок» (рис. 3). Высоту ее нужно уменьшить до 10 мм, вручную сточив на наждаке или воспользовавшись наждачным кругом. Главное—обеспечить параллельность поверхностей. Придется изготовить из латуни и втулку-переходник. При сборке узла на вал вначале надевается адаптер, потом вставляется штатный штифт, который должен немного выступать из отверстия.

Последней устанавливается доработанная крыльчатка—так, чтобы выступающая часть штифта совпала с имеющимся в ее втулке шпоночным пазом. Поначалу может показаться, что крыльчатка проворачивается слишком туго, но опыт показывает, что она быстро прирабатывается, обеспечивая беспроблемную работу системы охлаждения. Прикатать крыльчатку можно и до окончательной сборки, вращая вал при помощи дрели. В корпус помпы при этом лучше добавить немного любого моторного масла. Кстати, первый вариант втулки-переходника для установки доработанной крыльчатки был изготовлен не из латуни, а из полиэтиленовой бутылочной пробки. Даже с таким адаптером помпа работала надежно.

На тихоходных водоизмещающих лодках увеличить КПД гребного винта можно при помощи кольцевой насадки, охватывающей его с небольшим зазором. В результате немного увеличивается скорость движения лодки и уменьшается зависимость частоты вращения коленвала от нагрузки, что для 2-сильного «Салюта», который на тяжелых лодках не добирает оборотов, а соответственно, и мощности, очень важно. Насадка препятствует оголению винта при волнении и сглаживает колебания частоты оборотов, обеспечивая тем самым наиболее оптимальный режим работы двигателя. Кроме того, она защищает от винта купающихся людей, а сам винт—от мелей, камней и плавающих в воде предметов.

Изготовить ее можно из нержавеющей стали толщиной 1 мм согласно приведенной развертке (рис. 4). Верхней своей частью она крепится к нижней плоскости антикавитационной плиты штатными болтами крепления редуктора. Нижней точкой крепления служит защитная «шпора» редуктора, которая заводится в паз насадки и прижимается стопорной пластиной.

Источник

Вопрос по мотору Салют

Vasеk

пассажир

Подскажите по мотору Салют в 2 л.с. (купил б/у).

Ситуация такова: С первой попытке пуска (в воде) заводится и глохнет, дальнейшие попытки безрезультатны. Вынимаю из воды протираю свечу (мокрая), пуск (без воды) с пол оборота холостые, перегазовка все в порядке, опускаю на холостых в воду-глохнет.

Подскажите кто шарит в чем может быть проблема.

Друг говорит что поршневая накрывается, тяга пропадает и воду на охлаждение не протолкнуть..

ribac666

капитан 2-го ранга

Re: Вопрос по Салют-у

скорее всего коррозия нижней шейки коленвала и как следствие накрылся сальник

lednic606

вице-адмирал

Re: Вопрос по Салют-у

У меня знакомый вынес тот же вердикт — поршневая или сальник!!(поршневая вообще на Салюте ходит крайне мало. сочувствуем).

ctljd

капитан 3-го ранга

Re: Вопрос по Салют-у

Сделай опрессовку .Если утечка или сальники или прокладки.Вскрывай если поршневая мертвая то отчаиватся нестоит все очень дешево и в наличии.А вот искать можно и НУЖНО от мотора на мопед двигатель Д-6 или Д-8.В наличии все ремонты и поршней и колец а цены в разы дешевле чем салютовские.Ну а цылиндр поправишь у любого токаря на чугунном притире часа за 2 до нужного ремонта —ведь диаметр невелик вроде 38мм но я могу ошибатся —-давно просто такой был и с запчастями тогда тоже все тяжко было вот и приходилось колхозить.А так мотор очень простой все сам сделаешь.Да золотники разных годов выпуска тоже разные не ошибись если придется менять.

капитан 1-го ранга

Re: Вопрос по Салют-у

Нужно внимательно присмотреться на свечах скорей всего вода. У меня так на одном моторе (на воздухе работает в воду суешь глохнет)-стоит до сих пор -сальник Квала нужно менять.

Hanter

пассажир

Re: Зажигание Салют-Э

Здравствуйте! По случаю достался моторчик Салют-Э 1983 г.в. Вчера его забрал и сразу в гараж, посмотреть жив ли он. Осмотр выявил отсутствие искры. Зажиганию по ходу кирдык. Вопрос вот в чем. Так как в нашем городе «Урюпинске» с запчастями вообще глухо, можно ли поставить зажигание от бензопилы Урал, Дружба? Там вроде тоже МБ-1. Находил статьи в интернете как его можно отремонтировать, но сам я далеко не радиолюбитель и в этих схемах ничего не соображаю. А вот если бы подошло от от бензопилы, то вопрос бы решился просто.

дмитрий панфилов

лейтенант

Re: Вопрос по Салют-у

Да Подойдёт от бнзопилы Урал Дружба

дмитрий панфилов

лейтенант

Re: Вопрос по Салют-у

Hanter

пассажир

Re: Вопрос по Салют-у

Pilot-by

капитан 1-го ранга

Re: Вопрос по Салют-у

мм, Салют. это тот самый, у которого бензобак(маленький такой) на самом моторе закреплён, и скорость постоянно включена? катался как то. что могу посоветовать. рекомендации стандартные, как для всех моторов. Краник смотри по месту, чтобы резьба подошла. карб разбери, почисти, отрегулируй. видно мхом зарос. должно всё нормализоваться.

Maxiмыч

матрос

Re: Вопрос по Салют-у

капитан 1-го ранга

Re: Вопрос по Салют-у

С карба пожизни бежит. Ото отличительная черта мотора Салют бренд так сказать. Забыл кран закрыть на стоянке- там и останешься-весь в воде будет.Там много еще че интересного на этом моторе.

А бак мыл от ржавчины-так. снял, гальки насыпал поболтал полчаса, в воде промыл как следует, на солнце высушил.

С кожухом проблематично рукой карб заглушить. Кнопка стоп вообще-то на управляющей катушке -коротится на землю.

капитан 1-го ранга

Re: Вопрос по Салют-у

сейчас для бензопил зажигание иногда делают по приблизительно такой схеме без управляющей катушки

ctljd

капитан 3-го ранга

Re: Вопрос по Салют-у

По карбу-. или поплавок не отрегулирован и постоянно переливает или течь в самом поплавке и как результат недостаточно подьемной силы .Может как вариант сильный износ запорной иглы или просто грязь или отложения в запорном механизме .

Модернизированный лодочный мотор Салют Э-2,5

В 1983 году завод освоил выпуск модернизированных лодочных моторов Салют, который получили индексы «Э» и «ЭС» (версия со складным дейдувом). Мощность была повышена до 2,5 л.с. Установлено новое электронное зажигание МС-1. Улучшен встроенный топливный бак, в частности увеличена горловина, для удобства заправки на ходу. Проведена небольшая модернизация самого двигателя, благодаря чему он стал немного долговечнее и надежнее. Заменен румпель на более удобный и функциональный. Появились сменные гребные винты, скоростной и тяговый-грузовой. Новый карбюратор, повышающий экономичность мотора Салют.

Общее описание

Группа поршней на моторе «Салют» была взята из активно распространяемого двигателя для велосипедов – Д-5. Мощность стояла явно не на первом месте, так как мотор на лодку «Салют» получился мощностью всего 2 л. с., зато в 2 раза легче предыдущей линейки, вес 12 кг. Даже с учётом невысокой мощности любители водных прогулок и рыбалки заинтересовались моделью.

К сожалению, достоинств у конструкции было не слишком много, среди основных:

  • лёгкий вес;
  • насос, работающий по бесконтактной методике. В его основе использовалась крыльчатка из пластика;

image Лодочный мотор «Салют»

  • в центральной части расположилась кнопка выключения «Стоп»;
  • простота и скорость ремонта.

Было выявлено значительно больше недостатков, часть из них может самостоятельно устраняться, а с остальными придётся мириться.

Из минусов:

  • значительные уровни вибрации, а она вредная не только для лодки, но и для здоровья человека, а также отпугивает рыбу;
  • в основе запуска лежало магнето типа МГ-103, но оно не могло создать условия для стабильного пуска. Необходимость модернизации системы зажигания привело к появлению лодочного мотора «Салют-М», а затем и «Салют-Э»;
  • в поддоне имеются большие высверленные отверстия, они не были препятствиями для проникновения волны в систему зажигания и в карбюратор. Подобная конструкция привела к высвобождению большого уровня шума;
  • система охлаждения использует воду за бортом, которая берётся через отверстия спереди дейдвуда со стороны встречного движения. Это провоцирует частое проникновение песка (при цеплянии за мелководье), в отдельных случаях наступают повреждения крыльчатки;
  • минимальное количество топлива, его достаточно всего для 1,5-2 часов функционирования. Даже дозаправка нередко вызывала трудности, так как горловина была небольшой, на ходу заправить крайне сложно;
  • лопасти гребного винта имели специфическую форму со значительной стреловидностью. Конструкция удачна в отношении водорослей, они практически не наматываются, но получился низкий КПД. Только в начале 2000-х годов был запушен выпуск моторов «Салют» на 2 л. с. с 3 лопастями, но это был сторонний производитель.

Завод учёл наличие недостатков конструкции и занялся модернизацией имеющегося агрегата. Активные разработки привели к созданию «Салюта-М». Дальнейшим кардинальным изменением было укомплектование мотора дейдвудом складного типа, такой двигатель стал называться «Спутник».

image Лодочный мотор «Салют-М» на 2 л. с. В большей мере лодочный мотор «Салют-М» на 2 л. с. стал отличаться конструкцией системы зажигания, теперь устанавливается МС-1. Некоторым пользователям она может быть знакома с МН-1, которая используется в моторе Нептун. Сходными деталями (они заменяемые) стали:

  • конденсаторы;
  • система прерывателя;
  • трансформатор ТЛМ-1.

После переработки старт на «Салюте» стал более устойчивым и качественным, запуск выполнялся чаще всего с 1-2 тычков. Жалобы все равно остались, хоть уже и в меньшей мере.

Ближе к концу 70-х годов была разработана новая система МБ-1, она используется для бензопил типа «Дружба» и «Урал», её переняли и разработчики мотора. Так появился лодочный мотор «Салют-Э». Без изменения конструкции маховика не удавалось установить новую систему зажигания, и было принято решение об уменьшении его размера и веса. Мотор «Салют-Э» стал на полкилограмма легче предыдущей модели. Вариант со складным типом «ноги» стал называться: лодочный мотор «Салют-ЭС».

После обновления долгое время «Салюты» не были в массовом производстве, а появились только в 1983 году. Старт действительно стал более лёгким, но опытное использование конструкции системы зажигания показало неудачное расположение деталей между собой. С течением времени магниты, располагающиеся на маховике, начали размагничивать друг друга, соответственно, искрообразование снова становилось плохим.

Отдельно отмечается ненадёжность получения искры, так как часто выходил из строя тиристор КУ202М без специального кожуха. Зато заменить зажигание было несложно с помощью запчастей от электропил.

Череда неудач привела к появлению модели лодочного мотора «Салют-3», его особенностью стало использование бака для топлива внутри двигателя объёмом 3 л, а также складная конструкция дейдвуда. Она появилась в 1969 году.

image Мотор «Салют-Э» стал на полкилограмма легче предыдущей модели

В отношении внешнего вида и габаритов характеристики лодочного мотора «Салют-3» соответствуют изначальной модели, но изменения существенны, хоть и малозаметны:

  • увеличена мощность мотора до 2,5 л. с.;
  • повышение уровня сжатия с 5,7 до 7,2;
  • улучшена система наполнения цилиндра, следовательно, была улучшена тяга на швартовах;
  • продлена автономность работы до 3 часов (бак 3 л);
  • несъёмная конструкция капота, люк просто откидывается, это облегчает эксплуатацию;
  • усовершенствованы стабильность и качество питания;
  • изменения коснулись механизма пуска, так как прежний самоубирающийся трос требовал точной подгонки деталей, теперь система перенесена вниз, это значительно удобнее и надёжнее;
  • улучшения коснулись метода закрепления мотора и устройства обеспечения угловой фиксации к транцу. Ранее использовался неудобный болт, теперь устройство оригинальное и простое в использовании;
  • конструкция румпеля изменена для возможности откидывания на пол-оборота, это важно при реверсивном движении;
  • характеристики лодочного мотора «Салют-3» изменились в отношении уровня шума и вибрации, теперь снижено количество неудобств;
  • «нога» может складываться, это облегчает транспортировку двигателя.

Практически неизвестный «Салют-4» был изготовлен в 1972 году, у него увеличена мощность до 2,5 л. с., дейдвуд может собираться. Значительно позже (в 1986 году) появился лодочный мотор «Салют-2С(Э)», который работает от внешнего бака и имеет складывающийся дейдвуд. Последние модели не поступили в массовую продажу, существуют лишь отдельные экземпляры лодочных моторов «Салют-2Э».

image Технические характеристики мотора «Салют-2»

УСТРОЙСТВО МОТОРА

Подвесной лодочный мотор состоит из следующих основных узлов: двигателя с карбюратором, системы зажигания, механизма запуска, кожухов, бака для топлива, дейдвуда (соединительной трубы), привода гребного винта и трансмиссионного вала.

Двигатель мотора — двухтактный, бензиновый, карбюраторный с петлевой продувкой и пуском топливной смеси в картер через дисковый золотник. Двигатель имеет водяное охлаждение.

Рис. 1. Лодочный мотор «САЛЮТ-Э». Продольный разрез

1 Ролик 32 Золотник
2 Шпилька стопорная 33 Прокладка
3 Струбцина 34 Корпус помпы
4 Румпель 35 Винт гребной
5 Кнопка 36 Крышка
6 Прокладка (входит в картер) 37 Штифт
7 Картер со шпильками 38 Втулка
8 Механизм шатунно-кривошипный 39 Наконечник
9 Шарикоподшипник 203 40 Фиксатор
10 Крышка (с манжетой) 41 Шарикоподшипник 50202
11 Маховик магнето МБ-1 42 Прокладка
12 Механизм запуска 43 Прокладка
13 Бак в сборе 44 Корпус редуктора
14 Кожух верхний 45 Пробка резьбовая
15 Прокладка 46 Шарикоподшипник 27
16 Цилиндр в сборе 47 Вал-шестерня в сборе
17 Прокладка головки цилиндра 48 Вертикальная шестерня
18 Головка цилиндра 49 Шарикоподшипник 101
19 Рама 50 Кольцо пружинное
20 Прокладка 51 Кольцо стопорное
21 Кожух нижний 52 Манжета с пружиной
22 Кольцо поршневое компрессионное 53 Крыльчатка
23 Поршень 54 Шпонка
24 Кольцо стопорное 55 Крышка помпы
25 Палец поршневой 56 Манжета
26 Прокладка 57 Втулка
27 Газоприемник 58 Кольцо
28 Прокладка 59 Труба
29 Прокладка 60 Трансмиссионный вал
30 Прокладка 61 Соединительная труба
31 Манжета с пружиной 62 Кожух нижний

Картер двигателя 7

(рис. 1) — разъемный, из двух частей: верхней и нижней с паронитовой прокладкой 8

между ними, соединенных между собой шпильками.

В алюминиевый корпус цилиндра запрессована чугунная гильза. В гильзе имеется 6 окон: 4 продувочных и 2 выпускных.

Цилиндр центрируется с картером по наружному диаметру гильзы и верхней плоскостью газоприемника 27

. Цилиндр 16

и головка цилиндра 18 соединены с картером шпильками.

Между цилиндром и головкой цилиндра ставится прокладка 17

, в верхней части которой имеется отверстие для охлаждающей воды.

Коленчатый вал — стальной, состоит из трех частей: нижней и верхней полуосей и пальца кривошипа. Палец кривошипа запрессовывается с большим натягом в полуоси.

Шатун двигателя — стальной, штампованный. Большая головка шатуна вращается на роликах. Малая головка шатуна имеет бронзовую втулку, в которую вставляется поршневой палец. Коленчатый вал и шатун образуют шатунно-кривошипный механизм 8

На нижнюю полуось при помощи шпонки 54

устанавливается золотник 32

. Золотник — плавающий и в осевом направлении не закрепляется.

Поршневой палец 25

— стальной, плавающего типа, фиксируется в поршне с обоих концов стопорными кольцами.

отлит из алюминиевого сплава. В канавки поршня устанавливаются два поршневых кольца 22

, изготовленных из специального чугуна. Система охлаждения Система охлаждения обеспечивает отвод тепла от цилиндра и его головки. В цилиндре и картере имеются полости, по которым циркулирует вода, нагнетаемая крыльчаткой 53 . В головке цилиндра имеется отверстие, через которое вода вытекает.

Часть воды через отверстия в корпусе цилиндра и газоприемнике — сбрасывается и охлаждает выхлопные газы. Забортная вода в помпу поступает через отверстая в корпус редуктора 44

. При работе мотора нужно следить, чтобы эти отверстия не забивались песком, илом и водорослями.

Не следует запускать мотор без воды, так как это может привести к перегреву мотора, заклиниванию поршня и повышенному износу крыльчатки. Система зажигания

Рис. 2. Система зажигания лодочного мотора «САЛЮТ-Э»

1 Крышка
2 Основание магнето МБ-1
3 Провод
4 Свеча зажигания
5 Сопротивление подавительное
6 Маховик магнето МБ-1

Система зажигания (рис. 2) мотора состоит из электронного бесконтактного магнето МБ-1 маховичного типа и свечи зажигания А10Н ГОСТ 2043—74 (резьба 14X1,25).

Маховик с постоянными магнитами закреплен на конусе коленчатого вала. В полости маховика расположено основание магнето МБ-1.

Основание магнето крепится двумя винтами к крышке, закрепленной на картере.

В головку цилиндра ввернута свеча зажигания, па которую надет специальный колпачок — экран. Внутри колпачка находится сопротивление, предназначенное для снижения уровня радиопомех

Система зажигания: А — риска на крышке; Б — риска на основании магнето; Б — риска момента искрообразования; Г — наконечник

Подавителъное сопротивление является связывающим звеном между свечой и высоковольтным проводом.

Бесконтактное магнето МБ-1 не нуждается в регулировке в процессе эксплуатации. На предприятии-изготовителе угол опережения зажигания установлен оптимальным и определен совпадением рисок А и Б (см. рис. 2) при положении поршня не доходя до ВМТ на 3.5 мм. Система питания

Рис. 3. Система питания лодочного мотора «САЛЮТ-Э»

1 Винт 18 Золотник
2 Прокладка 19 Утопитель поплавка
3 Пробка 20 Иглодержатель
4 Прокладка 21 Трубка
5 Гайка 22 Амортизатор
6 Прокладка 23 Прокладка
7 Бак 24 Прокладка
8 Фильтр 25 Шайба
9 Кольцо резиновое 26 Крышка
10 Шток в сборе 27 Игла
11 Клапан поплавковый 28 Прокладка
12 Заглушка 29 Поплавок
13 Прокладка 30 Жиклер игольчатый
14 Прокладка 31 Винт пустотелый
15 Жиклер главный 32 Прокладка
16 Прокладка 33 Прокладка
17 Винт регулировочный 34 Прокладка

Система питания (рис. 3) состоит из бака для топлива, топливного крана и карбюратора.

ПОРЯДОК РАБОТЫ. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

В процессе эксплуатации мотора необходимо выполнять следующие правила:

1. Не давать мотору полной нагрузки до окончания обкатки.

2. Не допускать работу мотора без охлаждающей воды.

3. Поворот ручки румпеля как на увеличение, так и на уменьшение оборотов производить плавно.

4. После запуска, до выхода на полный газ, в течение 1—3 мин. произвести прогрев мотора на малом газу.

5. Остановку мотора производить после предварительного охлаждения его на малых оборотах в течение 2—3 мин.

6. При регулировках и осмотрах прокручивать мотор от руки только в направлении вращения при помощи механизма запуска или за маховик (по часовой стрелке, если смотреть сверху).

Прокручивать мотор за гребной винт не рекомендуется.

ВНИМАНИЕ!

Во избежание выхода из строя конденсатора, генераторной катушки и трансформатора, а также поражения током запрещается прокручивать мотор на пусковых оборотах с разомкнутой электроцепью от основания до свечи.

Свеча должна быть ввернута или электроцепь должна быть замкнута на массу.

7. Не допускать работы мотора на чистом бензине без добавления масла.

8. Непрерывная работа мотора на полном газу продолжительностью более 30 мин. не рекомендуется. В этом случае необходимо мотор перевести на малый газ на 2—3 мин., а затем снова перевести на полный газ. Это необходимо для улучшения условий смазки верхней головки шатуна.

9. После работы следует спускать воду из системы охлаждения. Мотор нужно вынуть из воды и прокрутить его от механизма запуска 6—8 раз.

Затем положить мотор свечным отверстием вниз и также прокрутить его несколько раз.

10. Не рекомендуется оставлять неработающий мотор в воде на продолжительное время.

11. Во избежание срыва мотора с транца лодки рекомендуется подстраховывать его крепление с помощью троса или веревки.

12. В процессе эксплуатации карбюратор необходимо периодически прочищать и промывать бензином. Категорически запрещается прочищать жиклеры иглами и другими металлическими предметами.

ВНИМАНИЕ!

Заправку мотора топливной смесью производить только при остановленном двигателе и перекрытом топливном кране. Регулировка карбюратора На моторе установлен карбюратор (рис. 3) постоянного расхода (главный жиклер подобран на заводе по оптимальному сочетанию расхода топлива и максимальной мощности мотора, уровень топлива отрегулирован подгибкой пластины на поплавке).

При выпуске мотора карбюратор отрегулирован, но в процессе эксплуатации может возникнуть необходимость в дополнительной регулировке после окончания приработки, при переходе к топливу с содержанием масла 3%. Регулировка может также потребоваться при изменении сорта топлива, при изменении атмосферных условий и т.д.

Для регулировки минимально устойчивых оборотов и одновременно расхода топлива на карбюраторе имеются два регулировочных элемента:

изменяется проходное сечение игольчатого жиклера 30

в зависимости от положения иглодержателя 20 по зарубкам на игле 27;

винтом 17

изменяется проходное сечение воздушного канала при положении ручки румпеля «малый газ».

Регулировку производить следующим образом:

1. Отвернуть крышку 28.

2. За оболочку троса управления румпеля вынуть золотник 18

.

3. Отсоединить трос от золотника 18

.

4. Вынуть иглу 27

с иглодержателем 20 из золотника 18 .

5. Переставить иглодержатель 20

на нижнюю зарубку иглы 27 .

6. Произвести монтаж в обратной последовательности.

7. Винт 17

установить в положение, при котором двигатель работает устойчиво на минимальных оборотах.

При ввертывании винта обороты повышаются, а при вывертывьнни падают.

При проверке работы мотора па устойчивых минимальных оборотах ручку румпеля повернуть по часовой стрелке до отказа (до упора золотника 18

в винт 17 ). При положении румпеля «малый газ» и иглы на нижней зарубке в двигатель подается наиболее богатая топливом горючая смесь.

В случае неудовлетворительной работы мотора, игла опускается на следующее деление и продолжается регулировка винтом 17

.

Операция повторяется до тех пор, пока при последующем опускании иглы не потребуется вворачивать винт 17

в корпус карбюратора, тогда следует вернуться к более верхнему положению иглы.

При правильно отрегулированном карбюраторе мотор работает ровно, без тряски.

Если наблюдаются хлопки в карбюраторе, следует поднять иглу. Если наблюдаются хлопки при выхлопе, то иглу следует опустить.

Регулировку карбюратора нужно проводить на предварительно прогретом моторе. Снятие мотора с лодки Снятие мотора с лодки производится в следующем порядке:

1. Завернуть винт пробки бака и проверить закрытие топливного крана.

2. Отвернуть два винта крепления мотора к транцу лодки,

3. Поднять мотор вверх, снять с транцевой доски, вынуть из воды и держать в вертикальном положении, пока вода не вытечет из системы охлаждения.

4. Запрещается переносить и класть мотор так, чтобы подводная часть была выше двигателя, из-за возможного попадания остатков воды в цилиндр двигателя. Регламентные работы Через каждые 25 часов работы мотора:

1. Осматривать электроды свечи, счищать с них нагар, промывать и устанавливать нужный зазор между электродами.

2. Осматривать наружные болты, винты и гайки, при необходимости подтягивать их. Проверить крепление основания магнето к крышке.

3. Проверить наличие масла в редукторе через отверстие, находящееся на горизонтальной оси редуктора.

4. Место вращения мотора в кронштейне струбцины промыть бензином и смазать солидолом Ж ГОСТ 1033—79. Через каждые 50 часов работы мотора:

1. Смазать трущиеся поверхности механизма запуска любой смазкой.

2. В редукторе заменить масло. Для замены масла необходимо отвернуть пробки в корпусе редуктора.

Перед заливкой свежего масла внутреннюю полость редуктора промыть бензином. Масло следует заливать в количестве 50—60 см3.

Если в редукторе будет обнаружена вода, необходимо найти причину неисправности и устранить ее.

3. Промыть топливный бак чистым бензином.

Через каждые 100 часов работы мотора:

1. Осматривать поршень и поршневые кольца. Для осмотра поршня и колец нужно вывернуть свечу, отсоединить двигатель от нижней части мотора. Поворачивая коленчатый вал за маховик, осмотреть через выхлопное окно поршень и кольца.

Если в камере сгорания и на поршне большой нагар, его необходимо смочить керосином и счистить.

Снимать головку и корпус цилиндра без крайней необходимости не рекомендуется. Если же залегли в канавках поршневые кольца или имеются надиры на поршне, необходимо снять корпус цилиндра и устранить замеченные дефекты.

Удаление нагара в камере сгорания и на поршне рекомендуется производить без снятия головки цилиндра, для чего:

— вывернуть свечу;

—установить мотор свечным отверстием вверх;

— поставить поршень так, чтобы поршневые кольца перекрывали выхлопные и всасывающие окна цилиндра;

— залить в цилиндр через свечное отверстие примерно 25 см3 смеси, состоящей из двух частей ацетона, одной части керосина и одной части масла для двигателя;

— когда вспенивание смеси прекратится, ввернуть использованную свечу и оставить мотор в таком положении на 8—30 час в зависимости от слоя нагара;

— вывернуть свечу и слить смесь, прокрутить мотор от механизма запуска 5—6 раз;

— запустить мотор на своей свече и дать ему поработать 2—3 мин.

Через 500 часов работы мотора:

Произвести разборку мотора для осмотра и чистки деталей. Детали, имеющие повышенный износ, заменить.

Характеристики лодочного мотора Салют Э(С)-2,5

  • Тактность — 2-х тактный
  • Кол-во цилиндров — 1
  • Мощность — 2,5 л.с.
  • Рабочий объем двигателя — 45 куб.см.
  • Обороты двигателя при макс.мощности — 5000 об/мин
  • Передаточное отношение — 12:22
  • Смазка — предварительное смешивание
  • Управление — румпель
  • Система охлаждения — водяная
  • Гребной винт — 140*118
  • Высота транца — 380 мм
  • Масса — 11,5 кг.
  • Топливный бак — встроенный 2 л.
  • Макс.расход топлива — 0,5 л./час
  • Складываемый дейдув — модель ЭС
  • Производитель — Россия

Лодочные моторы Салют, всех модификаций, всегда широко использовались и используются в туристических походах и на мелководных реках и озерах благодаря минимально допустимой глубине 0,5 м. и малому весу. Они хорошо подойдут для не больших надувных лодок со стационарным или навесным транцем. Еще в плюсы мотора можно записать отличную ремонтопригодность, возможность складывать мотор (для модели «ЭС»), который в таком положении помещается в рюкзак.

Лодки и ПЛМ

Подвесной лодочный мотор «Салют» предназначен для лодок, используемых для отдыха, туризма, рыбной ловли, охоты, с высотой транца 380 мм. На лодке при загрузке 240 кг мотор обеспечивает скорость 3—10 км/ч. Мотор может эксплуатироваться в любых водоемах глубиной не менее 0,5 м. Эксплуатация мотора в соленой морской воде запрещена. Для предохранения транца лодки и мотора от поломок при ударе о подводные препятствия предусмотрено откидывание мотора. Запуск мотора производится с помощью механизма запуска с самоубирающимся пусковым канатом. Механизм запуска крепится па раме при помощи 4 стоек. Предусмотрен ручной запуск при помощи пускового каната. Управление поворотом лодки и режимом работы двигателя производится рукояткой — румпелем. Охлаждение мотора производится водяной помпой забортной водой. Для устранения попадания воды в карбюратор и на свечу зажигания, а также придания мотору хорошего внешнего вида двигатель и топливный бак закрыты кожухом. Топливный бак крепится непосредственно на моторе. Вместимость топливного бака обеспечивает непрерывную работу мотора на максимальном режиме в течение 1,5 часов.

Технические характеристики мотора «Салют-Э»: Тип двигателя……………двухтактный, карбюраторный, бензиновый Мощность максимальная при 5000 об/мин., л. с……………………..2 Число цилиндров……………………………………………………………1 Диаметр цилиндра, мм……………………………………………………38 Ход поршня, мм……………………………………………………………40 Рабочий объем цилиндра,куб.см……………………………………….45 Степень сжатия (геометрическая)…………………………………….7,8 Продувка цилиндра………………………………………………петлевая Управление всасыванием……………………золотниковое, дисковое Направление вращения маховика (если смотреть со стороны магнето)……по часовой стрелке Зажигание………………………от электронного магнето МБ-1 бесконтактного маховичного типа Свеча зажигания…………………………………..А-10Н ГОСТ 2043—74 Опережение зажигания……………………..3,5 мм, не доходя до ВМТ Зазор между электродами в свече, мм…………………………..0,5-0,6 Карбюратор…………………………………………………….поплавковый Смесь топливная….бензин А-72 или А-76 и масло М-8В или М-8А в соотношении по объему 25 : 1 Подача топлива……………………………………………………самотеком Смазка двигателя…………………………………………топливная смесь Смазка редуктора……………………..масло трансмиссионное ТАП-15Б или ТАД-17и ГОСТ 23652-79 Удельный расход топлива при максимальной мощности, кг/л.с.ч…………………………не более 0,5 Передаточное отношение редуктора………………………………..12:22 Вместимость топливного бака, л………………………………………….2 Диаметр гребного винта наибольший, мм…………………………….140 Число лопастей гребного винта…………………………………………..2 Шаг гребного винта, мм………………………………………………….118 Масса мотора, кг………………………………………………………….11,5 Габаритные размеры мотора, мм: высота……………………………………………………………………….870 длина………………………………………………………………………..570 ширина………………………………………………………………………310

ПОДГОТОВКА МОТОРА К РАБОТЕ

Приготовление топливной смеси Мотор работает на смеси автомобильного бензина с маслом М-8В, (М-8А) ГОСТ 30541—78. В период приработки мотора содержание масла в смеси должно составлять около 8% (по объему), то есть 0,8 л масла на 10 л бензина, а в процессе эксплуатации — около 4% (по объему), то есть 0,4 л масла на 10 л бензина.

Смешивание масла с бензином необходимо производить тщательно в отдельной чистой посуде до полного растворения масла в бензине. Заливать топливо в бак следует через воронку с мелкой сеткой.

Эксплуатация мотора при недостаточном содержании масла в бензине совершенно недопустима, так как приводит к выходу двигателя из строя. Повышенное содержание масла в смеси затрудняет запуск мотора вследствие замасливания электродов свечи, ухудшает работу карбюратора, приводит к образованию значительного нагара и увеличивает загрязнение водной среды.

При применении масла МС-20 в период приработки мотора содержание масла в смеси должно составлять около 6% (по объему), то есть 0,6 л масла на 10 л бензина, а в процессе эксплуатации — 3% (по объему), то есть 0,3 л масла на 10 л бензина. Установка мотора на лодку Мотор устанавливается на лодку, имеющую транец высотой до 384 мм.

Чтобы установить мотор на лодку, необходимо поставить его на транец лодки струбцинами на всю глубину их пазов и завернуть винты.

Верхняя часть корпуса редуктора должна находиться на глубине не менее 30 мм.

Если транец высок и в нем нельзя выполнить вырез, то необходимо крепить мотор за дополнительную рамку.

Для снижения кавитации гребного винта рекомендуется установить верхнюю часть корпуса редуктора (антикавитационную плиту) глубже нижней части транца на 30—60 мм.

В процессе эксплуатации следует проверять затяжку винтов. Чтобы облегчить управление лодкой, рекомендуется устанавливать мотор как можно ближе к середине транца.

При установке мотора необходимо обеспечить горизонтальное положение оси гребного винта (с учетом положения лодки при движении) путем перестановки ролика в отверстиях струбцины. Запуск мотора Запуск мотора производится в следующем порядке:

1. Отвернуть винт пробки топливного бака на 4—5 оборотов.

2. Открыть топливный кран.

3. Наполнить поплавковую камеру карбюратора топливом нажатием утолителя поплавка 19 (рис. 3).

4. Установить ручку румпеля в положение малого газа (поворот по часовой стрелке).

5. Сделать 2—3 рывка пусковым канатом. Сначала плавным движением ввести упор в зацепление с маховиком, затем резко дергать. Не следует выдергивать канат до самого конца и бросать его после запуска.

После того как мотор заработал, проверить, вытекает ли вода, и дать ему поработать на малом газу 3 мин.

Если мотор не запускается, надо проверить состояние свечей.

6. При затруднительном запуске рекомендуется прогрев мотора производить без погружения его в воду, но не более 15 сек. Остановка мотора Чтобы остановить мотор, надо уменьшить обороты двигателя до минимальных, а затем выключить зажигание, нажав кнопку остановки мотора. В этом случае в карбюраторе и трубке остается топливо, которое при снятии мотора с лодки необходимо слить.

В тех случаях, когда мотор выключается на длительное время, рекомендуется останавливать его выработкой топлива в трубке и карбюраторе. Для этого нужно перекрыть топливный кран. После выработки топлива в карбюраторе мотор глохнет. Обкатка мотора Новый мотор нельзя эксплуатировать сразу с полной нагрузкой. Обкатка необходима для приработки деталей.

Продолжительность обкатки должна быть 10—12 часов, что соответствует времени выработки первых 6—8 баков горючего.

Во время обкатки мотора необходимо работать на пониженных оборотах.

После выработки первых двух баков топлива, нужно проверить и почистить электроды свечи зажигания, затяжку всех винтов и гаек, в том числе гайки маховика, и при необходимости подтянуть их.

После обкатки следует заменить масло в редукторе.

Двигатели для мотоблока Салют

Перед тем как рассматривать подробно процедуру замены масла для мотоблока Салют 5, требуется ознакомиться с моделями силовых установок, которые монтируются на эти устройства. Рассмотрим более детально все используемые варианты в настоящее время:

  1. Briggs Stratton (замечательная силовая конструкция, однако в отдельных случаях для нее характерна нехватка мощности). В некоторых отдельных случаях силовые агрегаты могут капризничать из-за недостатка масла.
  2. Хонда (все владельцы мотоблоков с моторами хонда довольны силовыми возможностями установки, с таким двигателем устройство чувствует себя уверенно на любой пашне).
  3. Мотоблок Салют 100 нередко оснащается моторами от производителя Субару (подбор двигателя Субару, как и движок Хонды, требуется выполнять с учетом сопоставления всех характеристик).
  4. Устройства производителя Лифан отличает более низкая стоимость (спецтехника с двигателем Лифан имеет длительный ресурс эксплуатирования, однако здесь требуется обращать внимание на свечи – их периодически заливает).
  5. Оборудование Асме (еще один производитель, который активно предоставляет качественные моторы EX 27 для отечественных мотоблоков марки Салют, движки имеют хорошие характеристики, их особенностью является невысокая цена).

Ориентировочные цены на ремонт

  • Замена масла в ногеот 500 руб
  • Замена крыльчатки помпы от1500 руб
  • Регулировка тепловых зазоров клапановот 1500 руб
  • Замена прокладки блока ДВСот 3000 руб
  • Замена троса газаот 1250 руб
  • Прочистка водяных каналовот 2500 руб
  • Замена шпонки маховикаот 1500 руб
  • Разборка редуктораот 1500 руб

Часто владельцы моторных лодок рассчитывают на успешное устранение неисправностей исключительно своими силами. В большей степени это касается ремонта лодочного мотора, выпущенного отечественным производителем. Это решение однозначно является ошибочным, поскольку неквалифицированное вмешательство в подобную технику может завершиться ее окончательным выходом из строя.

Возможности нашей компании позволят выполнить связанные с устранением неисправностей работы не только в кратчайшие сроки, но и на самом высоком профессиональном уровне.

Услуги специализированной мастерской – лучшая гарантия результативного ремонта

Наша мастерская, оснащенная необходимым оборудованием, является лучшим местом для выполнения ТО Салют и других восстановительных процедур. Все операции по поиску и замене вышедших из строя деталей и механизмов производятся на современных диагностических стендах, высокопроизводительных станках и с использованием оригинальных комплектующих.

Только соединение перечисленных выше факторов сделает ремонт лодочного мотора успешным. Двигатели справедливо считаются одним из сложнейших узлов, все действия с которым следует доверять исключительно профессионалам.

Клиенты, доверившие проведение обслуживания специалистам нашей компании, смогут рассчитывать на квалифицированное проведение следующих операций:

  • Самую полную и тщательную переборку вышедшего из строя двигателя;
  • Проверку качества центровки винта;
  • Замену неисправного винта новым узлом;
  • Поиск неисправности в блоке зажигания и ее быстрое устранение;
  • Качественное обслуживание неисправного редуктора;
  • Профессиональную регулировку карбюратора, чистку и замену его деталей;
  • Проверку степени герметичности корпуса мотора;
  • Определение величины износа валов и поршней;
  • Регулировку клапанов.

Ссылка на основную публикацию
Похожее