Россия, Мурманск
Телефон:
+7 (815) 257-29-.. Показать номер
Пн-сб: 10:00—19:00; вс: 11:00—18:00
whatsapp telegram vk email

Круиз на маленькой парусной лодке: Сумасшествие или реальность?

Обзоры байдарок

02 января

Обзор парусных байдарок.

Байдарками называют маневренные и легкие маломерные суда, которые управляются двухлопастными веслами. Их корпуса изготавливаются из водонепроницаемой ткани с покрытием ПВХ, композитных материалов, полиэтилена, пластика, дюралюминия, фанеры. Байдарки имеют различные габариты и модификации, подходящие под те или иные цели использования. Лодки являются потомками байд северных народов, которые создавали их из костей или дерева, обтянутых шкурами животных. В наши дни они получили современное воплощение, бывают надувными, каркасными, цельнолитыми, одноместными, двухместными, трехместными и даже четырехместными.

На байдарки устанавливают руль, педали, моторы и даже парусное вооружение. Такие лодки под парусами сегодня актуальны на открытых для ветра озерах и широких реках. Энтузиасты ходят на них и по морю, но это скорее относится к экзотическим занятиям, чем к массовому увлечению. Под морские парусники больше подходят каноэ, так как они являются более вместительными.

В целом, байдарки стали первыми лодками, на которые массово стали ставить паруса. Именно на них тестировалось различное парусное вооружение и определялись его особенности. В наше время существуют обычные гребные модели с вспомогательными парусами, применяемыми исключительно при попутном ветре, и парусно-гребные байдарки с гафельными гротами с парусами, приспособленными к любому направлению ветра.

Классы парусных яхт

Мы решили описать максимально простой и понятный гид по парусным яхтам. Итак, есть масса классификаций с множеством профессиональных или морских терминов, читая которые я иногда забываю, зачем пришел изначально на сайт. Как по мне, так все парусные яхты делятся по большому счету, на гоночные и крейсерские. Естественно, есть комбинированные варианты. Но, обо всем по порядку.

Также, довольно важным условием для классификации является назначение плавания этой яхты, по рекам и озерам или по морям и океанам. Соответственно, гоночные яхты строятся максимально легкими, крейскерские максимально комфортными и прочными. Это очень условное утверждение конечно, зато понятно.

Если мы говорим об относительно спокойном круизном путешествии с семьей или друзьями — то это конечно крейсерские яхты. Строительство таких яхт начинается от удобства пассажиров и только после этого учитываются остальные качества. На этой яхте вам должно быть удобно и позагорать и поужинать всей командой и разойтись по каютам. Примеры: Sun Odyssey 439, Bavaria 45, Beneteau Oceanis 48.

Другое дело, лодка гоночная. Тут про комфорт по большому счету придется забыть. Главное, что должна олицетворять гоночная яхта — это скорость и маневренность для участия в регатах. Тут нет дверей, кают, кроватей — все удобства это лишнее, команда должна быть в форме на протяжении всей гонки, спать приходится в гамаке, даже при большом крене. Примеры: J122, Archambault 35.

Ну и наиболее демократичный вариант — так называемые, крейсерско-гоночные яхты. Это как раз тот случай, когда комфорт объединен со скоростью, на этой лодке можно и в регате поучаствовать(не в любой разумеется) и на круизную прогулку сходить. Да, аналогия с автомобилями здесь будет наиболее понятной. Крейсерские и крейсерско-гоночные яхты снабжены необходимым штурманско-навигационным оборудованием и, как правило, вспомогательным двигателем. Примеры: линейка Beneteau First, Salona Yachts, X Yachts.

Далее, я бы разделил все парусные яхты по типу корпуса.

Наиболее распространенный тип, предназначена для плавания на большой глубине и при сильном ветре. Килевая яхта обладает большой остойчивостью, что делает возможность судна перевернутся, маловероятным.

Швертбот.

Наиболее распространенный тип, предназначена для плавания на большой глубине и при сильном ветре. Килевая яхта обладает большой остойчивостью, что делает возможность судна перевернутся, маловероятным.

Конечно же смесь первого и второго типов, так называемые, лодки — компромиссы. Исторически, они использовались как крейсерские яхты, для хождения по большим водоемам, но с небольшой глубиной или при частых переходах между различными водоемами. На сегодня, это своего рода гибрид, который позволяет своему владельцу и в регате поучаствовать и в море выйти на прогулку. Основой особенностью компромисса является то, что для получения повышенной остойчивости при небольшой осадке шверт регулирует изменения бокового сопротивления яхты, осадка без шверта меньше, чем у килевых яхт, но больше, чем у швертботов.

Катамаран.

Это такая, «двойная» лодка, два одинаковых корпуса используются для большей остойчивости. Благодаря меньшему сопротивлению может развивать скорость большую, чем любой швертбот. Довольно распространены крейсерские катамараны, со всеми комфортными условиями и развивающие довольно высокую скорость до 10-15 узлов.

Тримаран.

Практически тоже самое, что и прошлый тип, но с более широким корпусом посередине и слегка приподнятыми по бокам. При крене идет на среднем и каком-либо из двух боковых. Как можно догадаться обладает еще большей остойчивостью, некогда были очень популярны как крейсерские яхты, но в условиях волны на деле они тяжело управляемы и при повышенном угле крена, могут легко перевернуться.

Также существует довольно популярная классификация по вооружению парусного судна, статусу, материалу корпуса и прочим специфическим параметрам.

Удостоверение на право управления маломерным судном

Правила аттестации на право управления маломерными судами, поднадзорными ГИМС МЧС РФ, утв. Приказом МЧС России от 27.05.2014 N 262 «Об утверждении Правил аттестации на право управления маломерными суда-ми, поднадзорными ГИМС МЧС РФ.»

Предоставляет право управления маломерными судами, поднадзорными ГИМС МЧС РФ:

а) Типа:

  • маломерное моторное судно;
  • маломерное парусное судно;
  • маломерное парусно-моторное судно;
  • гидроцикл;
  • маломерное судно особой конструкции (аэробот, амфибия, экраноплан, подводная лодка и другие маломерные моторные суда, специфичные конструктивные признаки которых обеспечивают альтернативные способы их динамического перемещения).

б) В районах:

  • внутренних вод РФ, в которых на организацию судоходства Правила плавания по внутренним водным путям РФ НЕ распространяются;
  • внутренних водных путей — внутренних вод РФ, включая внутренние воды РФ, где судоходство организовано в соответствии с Правилами плавания по внутренним водным путям РФ;
  • внутренних морских вод и территориальном море Российской Федерации;
  • морских прибрежных вод до 20 миль от берега — морских вод IV категории сложности I разряда в соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности маломерных судов» с удалением от мест убежищ или берега до 20 морских миль, включая внутренние морские воды и территориальное море РФ.

Как появились современные прогулочные парусники

Первые яхты родились из небольших быстроходных судов для перевозки людей, курьерской доставки и транспортировки грузов. Голландские корабелы стали достаточно массово строить прогулочные парусники начиная с конца XVI века. Естественно, основной спрос обеспечивали коронованные особы и приближенные к ним дворяне.

В 1826 году прошла первая парусная регата «Неделя Каус» под патронажем короля Георга IV. Соревнования проводились на гафельных шхунах и тендерах. К слову, он начал увлекаться яхтингом значительно раньше, будучи принцем-регентом.

В отличие от первых папирусных парусников древних египтян, имевших один прямой парус, чаще всего современная яхта имеет три паруса:

  • Грот — большой парус, который крепится к мачте.
  • Стаксель — меньший парус, который крепится к штагу (трос, держащий мачту спереди).
  • Спинакер/генакер — дополнительный легкий парус большой площади, поднимаемый на попутных курсах.

Типы парусных яхт

Все парусные лодки можно разделить на несколько типов по трем основным параметрам: количество корпусов, принцип сохранения остойчивости (способность судна сохранять или быстро возвращаться в равновесие), парусное вооружение.

По количеству корпусов лодки могут быть:

  • монокорпусные (однокорпусные);
  • с двумя и больше корпусами (катамараны, тримараны).

Многокорпусные лодки быстрее однокорпусных. Кроме того, до определенного угла крена они гораздо остойчивее, но потом опрокидывание становится неизбежным, а его последствия существенно значительнее.

По методу сохранения остойчивости все однокорпусные лодки можно поделить на:

Килевые яхты

Имеют фальшкиль (тяжёлый свинцовый или чугунный балластный киль для обеспечения остойчивости). Максимум, что удастся сделать с килевой лодкой, — положить её парусами на воду. Затем она обязательно вернется в исходное состояние.

Назначение парусных яхт

Мир паруса крайне разнообразен. Каждый яхтсмен может найти себе лодку, отвечающую самым оригинальным требованиям, или построить ее на заказ.

Все яхты можно разделить по их предназначению на:

  • гоночные — спортивные снаряды, рассчитанные исключительно на участие в регатах, например, олимпийские классы;
  • круизные лодки прибрежного плавания, не требующие высокой квалификации экипажа;
  • крейсерские яхты — лодки, способные выдержать длительные автономные переходы, обеспечивающие команде достаточный уровень комфорта;
  • крейсерско-гоночные — яхты с полноценным салоном и, нередко, высокими показателями скорости.

В этой статье мы подробно остановимся на гоночных швертботах и катамаранах, а в следующей разберем килевые яхты: спортивные, прогулочные, крейсерские и спортивно-крейсерские.

Аттестация на право управления маломерным судном

Правила аттестации на право управления маломерными судами, поднадзорными ГИМС МЧС РФ, утв. Приказом МЧС России от 27.05.2014 N 262 «Об утверждении Правил аттестации на право управления маломерными суда-ми, поднадзорными ГИМС МЧС РФ.»

Аттестация проводится на основании:

  • проверки документов заявителя, необходимых для аттестации по заявленным типу маломерного судна и району;
  • проверки теоретических знаний заявителя по заявленным типу маломерного судна и району плавания;
  • проверки навыков практического управления маломерным судном заявленного типа в заявленном районе.

Аттестация лиц, имеющих иностранные квалификационные документы, включает проверку входных документов, в том числе представленных иностранных квалификационных документов заявителя, а также, в зависимости от содержащейся в представленных документах информации и особенностей целевой направленности предоставления государственной услуги по аттестации в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги по аттестации (далее — особенности целевой направленности аттестации), — проверку теоретических знаний и (или) проверку практических навыков заявителя применительно к заявленным для управления маломерным судном типам судов и районам плавания.

Аттестация лиц, имеющих иностранные квалификационные документы, осуществляется без проверки теоретических знаний и практических навыков заявителя при условии … (их аналогичности).

Спортивные швертботы

Как говорят профессиональные яхтсмены: «Кто гонялся на швертботе, сможет гоняться на чём угодно». Все азы яхтинга максимально наглядно познаются на этих быстрых и компактных яхтах.

«Оптимист» (Optimist)

Первая лодка, на которой занимаются дети в возрасте 6-7 лет. Внешне похожий на квадратное корыто, этот монотип имеет отличную мореходность. Редкое в наше время шпринтовое вооружение (тонкая рейка, упирающаяся в мачту, держит верхний угол четырехугольного паруса) дает возможность прикоснуться к истории паруса. Начиная с 1965 года, международная ассоциация класса проводит множество регат, включая первенство мира, и следит за соблюдением производителями правил постройки.

Длина: 2,31 м Ширина: 1,13 м Вес корпуса: 35 кг Осадка с/без шверта: 0,84/0,13 м Площадь парусов: грот 3,3 м2 Экипаж: 1 человек Страна и год создания: Дания, 1961

«Зум 8» (Zoom image

В 1992 году финский конструктор Хенрик Сегеркранц (Henrik Segercrantz) построил альтернативу «Оптимисту» — «Зум 8». Стеклопластиковый монотип с вооружением типа «кэт» уже похож не на «корыто», а на настоящую спортивную яхту. Главное — «Зум 8» имеет все основные настройки паруса, доступные на больших лодках. Оптимальный вес рулевого от 35 до 65 килограмм. Так что, начав гоняться ещё ребёнком, юные спортсмены могут продолжать карьеру вплоть до 18 лет.

Длина: 2,65 м Ширина: 1,45 м Вес корпуса: 35 кг Осадка с/без шверта: 0,9/0,2 м Площадь парусов: грот 4,8 м2 Экипаж: 1 человек Страна и год создания: Финляндия, 1992

«Лазер» (Laser)

В 1969 году канадский конструктор Брюс Кирби (Bruce Robert William Kirby) создал швертбот, ставший одним из самых успешных массовых монотипов в мире. Задуманный как одиночка с максимально упрощенными настройками, он получился быстрой и атлетичной лодкой. Простота конструкции и низкие требования к начальной квалификации яхтсмена позволили «Лазеру» быстро завоевать популярность. Большой гоночный потенциал, заложенный конструктором, привёл к тому, что с 1996 года класс присутствует на Олимпийских играх как мужская одиночка. В 2008 году олимпийским стал и женский вариант — «Лазер Радиал» (Laser Radial): на тот же корпус установили укороченную мачту с парусом площадью 5,76 м². Новинка сменила в олимпийском цикле менее удачливую «Европу» (Class Europe). Убедившись в успехе такого подхода, следующим шагом стало создание Laser 4.7 с ещё меньшим парусом, предназначенным для совсем юных спортсменов. Главное преимущество данной конструкции перед Zoom 8 — вся наработанная яхтсменом техника благополучно переносится на старший «Лазер». Кроме того, для начала тренировок понадобится приобрести лишь новый парус и одну из двух частей мачты. Не удивительно, что небольшие парусные школы по всему миру по достоинству оценили такой подход, и «Лазер» уверенно держит пальму первенства по размеру флота среди олимпийских классов.

Длина: 4,23 м Ширина: 1,37 м Вес корпуса: 59 кг Осадка с/без шверта: 0,88/0,2 м Площадь парусов Laser/Laser Radial/Laser 4.7: грот 7,06/5,76/4,7 м2 Экипаж: 1 человек Страна и год создания: Канада, 1969

«Финн» (Finn)

Ещё один долгожитель имеет парусное вооружение «кэт». В 1949 году его сконструировал швед Рихард Сарби (Rickard Sarby). Уже через три года Finn оказался в олимпийской программе. За прошедшие годы этот класс, оставаясь строгим монотипом, сумел пережить целую технологическую революцию. Фанера и дакрон сменились на углепластик и ультрасовременные ламинаты. Существенно изменился и облик самих спортсменов. Если раньше «Финн» был лодкой «тяжеловесов», то современный рулевой может находиться в средней весовой категории, но должен быть в превосходной физической форме. Он стал одним из первых классов, где официально разрешили «пампинг» — греблю парусом. И теперь даже в слабый и средний ветер спортсмену приходится постоянно совершать значительную физическую работу. Лодка имеет множество настроек и, как следствие, требует высокого мастерства яхтсмена.

Длина: 4,5 м Ширина: 1,5 м Вес корпуса: 107 кг Осадка с/без шверта: 0,84/0,15 м Площадь парусов: грот 10,2 м2 Экипаж: 1 человек Страна и год создания: Швеция, 1949

Если в швертботах-одиночках всё, что вам понадобится — это вы сами и лодка, то для идущих за ними так называемых двоек уже требуется экипаж. Судовые роли поделены довольно просто: матрос и рулевой. Причем взаимодействие в этой паре должно быть на интуитивном уровне.

Классический пример швертбота-двойки. Спроектированный в 1963 году французом Андрэ Корню (André Cornu), монотип пробился на Олимпиаду в 1976 году. Оптимальное количество регулировок в комбинации с разумной площадью парусности позволяют экипажу легко перенастраивать лодку и сосредоточиться на управлении. С одной стороны, 470 прощает многие ошибки, что позволяет спортсменам начинать свой путь в двойках именно с этой лодки. С другой, для победы на соревнованиях техника управления и понимание работы с парусами должны быть безупречными. Лодка оснащена трапецией для матроса: без неё эффективно откренить такую площадь парусности уже невозможно. Начиная с Олимпиады 2021 лодка 470 станет миксом: экипажи будут смешанными, то есть состоящими из мужчины и женщины.

Командные гонки

Как следует из названия, это гонка между двумя командами. Таким образом, вы должны сформировать свою команду из трех лодок. То же самое будет формат для вашей команды противника. Следовательно; это не индивидуальный балл, а групповой балл, который имеет значение. Общая оценка 10 или меньше будет хорошим счетом для победы.

Чтобы поддерживать стабильную комбинацию, товарищи по команде используют различные тактики, такие как —

  • Сыграть один (1-2 с чем угодно)
  • Сыграть два (2-3-4)
  • Играть четыре (1-4-5)

Спортивные катамараны

Торнадо (Tornado)

Гоночный катамаран-монотип и первая многокорпусная яхта на Олимпиаде. Катамаран был спроектирован в 1967 году в Великобритании, а через десять лет он впервые участвовал в программе Игр. Для наиболее эффективного откренивания в распоряжении матроса была трапеция. «Торнадо» отлично выходил на один поплавок и по скорости был вне конкуренции относительно остальных олимпийских классов. В 2000 году его подвергли значительной модернизации: была изменена форма и увеличена площадь парусов, появился генакер и вторая трапеция для рулевого. Тем не менее, в 2008 году катамаран исключили из олимпийской программы. Но он по-прежнему остаётся очень быстрым и весьма привлекательным для любителей высокой скорости на воде.

Длина: 6,09 м Ширина: 3,08 м Вес корпуса: 155 кг Осадка с/без шверта: 0,76/0,15 м Площадь парусов: грот/стаксель/спинакер 16,35/5,29/25,77 м2 Экипаж: 2 человека Страна и год создания: Великобритания, 1967

«Накра 17» (Nacra 17)

Проект был разработан в 2011 году, а уже в 2012-ом было принято решение о включении класса в Олимпийскую программу на 2021 год. Первый чемпионат мира удалось провести в 2013-м, но флот был совсем небольшим. К тому же у спортсменов возникло немало вопросов к матчасти, которую буквально дорабатывали на бегу, чтобы успеть к Играм. Несмотря на юный возраст, класс успешно прошёл модернизацию, и на Олимпиаде 2021 он будет представлен в версии с фойлами. По сути, этот спортивный снаряд уже тяжело назвать яхтой: два поплавка «летят» над водой на подводных крыльях, что требует от экипажа ряд абсолютно новых навыков для традиционного парусного спорта. Как следствие, «Накра 17» сегодня — удел профи, целящихся на олимпийское золото.

Длина: 5,25 м Ширина: 2,59 м Вес корпуса: 142 кг Осадка с/без шверта: 0,7/0,2 м Площадь парусов: грот/стаксель/спинакер 14,45/4/18,5 м2 Экипаж: смешанный, 2 человека Страна и год создания: Нидерланды, 2011

Невероятная скорость 74 километра в час, четыре подводных крыла, защитный шлем в качестве обязательной экипировки — все это ультрасовременный карбоновый катамаран GC32. Именно он сменил Extreme 40 на знаменитой регате Extreme Sailing Series в последних сезонах. Эта экстремальная машина перевернула представление о парусных гонках, сделав их по-настоящему массовым зрелищем.

Длина: 12 м Ширина: 6 м Вес корпуса: 950 кг Осадка острый курс/полный курс: 2,1/1,6 м Площадь парусов: грот/стаксель/спинакер 60/23,5/90 м2 Экипаж: 5 человек Страна и год создания: ОАЭ, 2014

В этой статье мы рассказали о наиболее популярных моделях швертботов и катамаранов. В следующей части поговорим о килевых яхтах.

Итоговые результаты молодежного Чемпионата мира по парусному спорту

Вчера, 20 декабря, в Новой Зеландии завершился Молодежный Чемпионат мира World Sailing — Youth Sailing World Championship.

В регате принимали участие 389 спортсменов из 65 стран, среди которых и россияне: Валерия Ломатченко и Даниил Крутских (Лазер-радиал), Мариам Сехпосян и Илья Киричук (RS:X), Зоя Новикова и Диана Сабирова (29-й).

Путеводитель по классам яхт

Как любое транспортное средство, класс яхт разделяется на несколько разновидностей. Одни судна ориентированы на участие в профессиональных соревнованиях олимпийского масштаба,…

Как любое транспортное средство, класс яхт разделяется на несколько разновидностей. Одни судна ориентированы на участие в профессиональных соревнованиях олимпийского масштаба, другие предназначены для кругосветных путешествий, третьи – обучения или круизного отдыха.

Характеристики, определяющие классы яхт

Данные характеристики могут быть абсолютно разными, начиная от размеров, заканчивая габаритами отдельных ключевых элементов. Последние учитываются в обязательном порядке, когда речь идет о необходимости определить класс спортивных яхт, ведь от конкретных параметров напрямую зависят ходовые качества, скорость и назначение судна. Среди этих достижений особенно значимыми являются:

  • Длина. Показатели сопротивления яхтенного корпуса обратно пропорциональны показателям длины. Это значит, что чем длиннее конструкция, тем большее ее скорость.
  • Ширина. Показатели ширины взаимосвязаны с сопротивлением и остойчивостью. Помните основы физики? Они актуальны и здесь – широкое судно лучше держится на воде в сложных условиях.
  • Осадка. Гоночные яхты с большей осадкой лучше лавируют (перемещаются под острым углом относительно ветра) и демонстрируют хорошую остойчивость.
  • Высота борта над водой. Для мореходной яхты высокие борта необходимы. Таким образом, увеличение этих показателей обеспечивают лучшую обитаемость судна.
  • Водоизмещение (вес). Тяжелая яхта вызывает большее сопротивление водной поверхности при движении. Одновременно с этим она остойчива и мореходна.
  • Парусность. Когда речь идет про классы парусных яхт, большая площадь парусности положительно влияет на показатели возможной скорости. Судно с большими парусами развивает скорость быстрее.

По типу передвижения судна выделяются парусные и моторные классы яхт. Средняя потенциально возможная скорость моторных – 40 узлов (72,8 километров). Такая модель создается преимущественно из стеклопластика. Он гарантирует долговечность и износостойкость. По большей части моторный класс спортивных яхт или суден для отдыха относится к категории дорогих. Конструкции проектируют и строят на заказ, включая эксклюзивную отделку и оснащение. Кстати, владельцы таких суден могут забыть о «морской болезни». Как и в хорошем автомобиле, на палубе этих плавательных средств качка совсем не чувствуется за счет наличия стабилизаторов.

Классы парусных яхт

Первый признак, по которому классифицируют парусные яхты — тип этих яхт. Здесь все просто — существуют три типа:

Крейсерские парусные яхты

Яхты средней длины (10-15 метров), с расположением кокпита, как правило, по середине. Предназначены такие парусные судна для крейсерских путешествий на различные расстояния. Никакой речи о спортивном интересе здесь не пойдет. Покупая крейсерскую парусную яхту, лучше всего стоит задуматься о каком-либо романтическом путешествии со своей возлюбленной. Или, если у вас уже есть дети, то можно запросто устроить семейный отдых, который придется каждому по душе. Дети могут играть на палубе, пока жена загорает. Вы можете отдыхать в одной из кают. Каждый найдет чем заняться на отдыхе. Если вы хотите взглянуть на парусные яхты со средиземноморском кокпитом, то перейдите по ссылке.

Гоночные парусные яхты

Гоночные судна также делятся на множество подтипов, о которых вы можете прочитать в специальной статье. На нашем сайте представлены основные виды таких яхт: Спортивные килевые монотипы, а также Спортивные швертботы. Швертботы — небольшие спортивные судна с одной мачтой, которые покажутся довольно сложными в управлении. Это те судна, которыми спортсмены управляют зачастую стоя на краю. С килевыми монотипами дела обстоят куда проще: такие яхты мало чем внешне отличаются от крейсерских парусных яхт. Они предназначены для гонок на небольших дистанциях.

Спортивные парусные яхты

Последний тип парусных яхт является неким симбиозом первых двух. Такие яхты представляют собой смешанный тип крейсерских и гоночных яхт. Делаются такие плавсредства для гонок на длительные дистанции. Они имеют приличную скорость, а также небольшие размеры. При постройке таких яхт учитывается то, что экипажу необходимо где-то отдыхать. Поэтому, в отличие от обычных гоночных яхт, здесь размещены небольшие каюты, как, например, в крейсерских суднах. Все спорт-круизные яхты можно посмотреть здесь.

Замена ранее выданных документов

Последовательную замену ранее выданных Госкомспортом России и Всероссийской федерацией парусного спорта квалификационных документов производить по мере окончания срока их действия, но не позднее 31 декабря 2012 года.

…а также разрешить управление спортивными парусными судами в этот период лицами, квалификация которых подтверждается ранее выданными документами членов экипажей спортивных парусных судов.

Письмо руководителя Росморречфлота № АД-27/4411 от 12.05.2010 г.

Письмо Минтранса России от 27.04.2010 № ОВ18/4354 «О дипломировании членов экипажей спортивных парусных судов»

Документы на право управления маломерным судном, выданные до вступления в действие настоящих Правил аттестации, действительны в течение срока, определённого нормативными правовыми актами, на основании которых они были выданы.

Правила аттестации на право управления маломерными судами, поднадзорными ГИМС МЧС РФ, утв. Приказом МЧС России от 27.05.2014 N 262 «Об утверждении Правил аттестации на право управления маломерными судами, поднадзорными ГИМС МЧС РФ»

Ссылка на основную публикацию
Похожее