Россия, Мурманск
Телефон:
+7 (815) 257-29-.. Показать номер
Пн-сб: 10:00—19:00; вс: 11:00—18:00
whatsapp telegram vk email

Краткие сведения о рангоуте, такелаже и парусах моделей.

В последнее время становятся доступными путешествия на яхте. Такие путешествия порой могут быть опасными для яхты, если капитан не обладает необходимым опытом.

Публикую шпаргалку, которую я составлял в течение 2006 — 2007 года, когда готовился к путешествию на яхте. Она охватывает самые базовые понятия.

Яхтинг это очень полезный вид спорта. На борту яхты умеренные нагрузки. Всегда чистый воздух и чистая тёплая вода вокруг. Диван для отдыха и камбуз и холодильник с полезной едой всегда рядом. За бортом водится вкусная очень свежая и полезная для костей рыба. В гости всегда приплывают дельфины а иногда и киты. На островах можно найти и другую еду и запасы пресной воды.

Наиболее интересная часть этой статьи — перечень всех активных действий в случае возникновения непредвиденной ситуации. Когда думать некогда. Когда все действия надо делать без раздумий на уровне рефлексов. Некоторые из перечисленных способов спасения своей яхты и экипажа не являются тривиальными. Чтобы самостоятельно до них дойти требуются годы опыта работы в море.

Все ситуации я выбрал из статей в подписках за все годы из журналов Катера и Яхты.

Информация публикуется впервые.

Я сожалею, что принимал участие в создании смартфонов. Эти устройства наносят, на мой взгляд, большой вред сообществу. Предлагаю решение проблемы — использовать подобные устройства по назначению. Для управления средства передвижения в реальном мире. Чтоб любоваться не виртуальными пейзажами, а реальными. И чтоб получать информацию из первоисточников, а не фейковые новости.

В связи с развитием промышленности и компьютерной техники, путешествие на яхте становится доступно начинающим любителям и людям со средними физическими и финансовыми возможностями.

Яхтой может управлять один человек благодаря современному такелажу

и рангоуту , хорошим верёвкам (лёгким и прочным) и современным приспособлениям и устройствам управления.

Какие должности есть на яхте

  • Человек, только приступивший к изучению морского дела, называется юнгой или экипажем.
  • Человек, прошедший в море более 100 морских миль, называется квалифицированным экипажем.
  • Человек, обладающий специальными знаниями и некоторым опытом в морском деле, называется рулевым — вахтенным, так как ему одному можно доверить яхту.
  • Человек, который в состоянии один управлять современной яхтой, называется шкипером.
  • Далее идёт профессиональный шкипер (работающий за деньги) и капитан (человек с большим практическим опытом).
  • Есть ещё звание адмирала яхты — человек, который всё знает или не знает, но за всё платит.

Также бывают повар, сторож и фотограф-оператор. В последнее время выделилась ещё одна специальность — навигатор или бортовой программист.

Для взаимопонимания в море надо знать названия основных устройств и частей яхты

Корпус яхты делается из пластика, стекловолокна пропитанного синтетическими смолами, металлических и деревянных частей.

Корпус яхты. Вооружение яхты: такелаж, рангоут и паруса Нос или Бак Корма или кокпит — углубление в палубе для размещения экипажа и управления яхтой. Кокпит делается самоотливной. В кокпите находится румпель — деревянная ручка для управления рулём.

Задняя часть транец, ниже, обращённая к воде — подзор. От борта к днищу — скула. Под днищем находится киль — изнутри глубокий узкий колодец, служащий для рассечения потока воды (на спортивных яхтах по-другому). А к нему снизу присоединяется с помощью винтов — фальшкиль — балласт, служащий для повышения остойчивости яхты (чтобы не переворачивалась). Место за кокпитом называется ютом. Ограждения на корме называются пушпитом или релингом. Внутри корпуса находится салон или кубрик. Пол кубрика состоит из деревянных пайол, под которыми имеется пространство — трюм или килевой колодец. Надстройка над каютой называется рубкой. Крайне-носовая каюта называется форпиком. В рубке имеются входные и световые люки и иллюминаторы. Передняя часть носа яхты называется — форштевень. В корпусе яхты выделяют специальные места для кухни — камбуза и туалета — гальюна. Три комплекта парусов.

Совокупность всех деревянных или металлических частей вооружения, служащих для крепления и несения парусов, называется рангоутом.

Такелаж — снасти, изготовленные из верёвки или стального троса. Такелаж — подразделяют на стоячий и бегучий. Утки и полуклюзы. Погоны и ползуны с блоками шкотов. Гик, гика-шкот и погон гика-шкота. Оттяжка гика, риф-штерты, грота-фал и грота-топенант. Рундуки в кокпите. Козырёк от воды и ветра. Гик или бум. Ограждение мачты — пульпит для того, чтобы работая с парусами не вывалиться за борт. Релинги и релинговые стойки в стаканах. Фальшборт. Шкотовая лебёдка или мельница. Закрутка стакселя. Носовой якорь. Вантовые талрепы. Закрытый полуклюз. Кранцы. Поручни — характерная деталь для яхт, рассчитанных на свежий ветер image Передвижной вертлюг гика и галс оттяжка. Роулс (маленький шкив для изменения направления тяги шкотов) на погоне. Якорная лебёдка.

Управление этими видами парусов.

Этими видами парусов управляют два шкота, но шкот, проведенный через клюв спинакер-гика и присоединенный к наветренному шкотовому углу спинакера, называют брасом. Шкот присоединен к подветренному шкотовому углу. Шкот становится брасом и наоборот после поворота через фордевинд под спинакером. Шкот и брас проводятся через блоки и лебедки в кормовой части палубы.

Оттяжка и топенант необходимы для регулировки и фиксации положения спинакер-гика по вертикали. Заметьте, что оттяжка имеет дело с гораздо большей нагрузкой, чем топенант, так как эти виды парусов создают серьезные вертикальные усилия.

Малый спинакер-гик (мартин-гик) используется обычно на больших лодках, чтобы отвести брас от вант . Завал-таль не позволяет грота-гику перекинуться с борта на борт при непроизвольном повороте через фордевинд. В яхтинге такой поворот — одна из самых опасных ситуаций, возникающих под парусом.

Обычно коренной конец завал-тали крепится к гику рядом с креплением гика-шкота. Чтобы оттянуть гик вперед, завал-таль проводится через блок, закрепленный на фальшборте ближе к форштевню, или через носовую утку. Далее завал-таль проводится обратно в кокпит, где и фиксируется .

Очень важно иметь возможность быстро отдать завал-таль любого типа.

Используйте завал-таль в бакштаг или фордевинд, а также, если несете паруса «бабочкой». В качестве альтернативы, нижнее крепление гика-шкота может быть перенесено на фальшборт . И все же, лучше использовать завал-таль, даже если не хватает проводки до кормы. Главное — убедитесь, что можете быстро отдать ее, желательно из кокпита.

Оттяжка Барбера — трос с канифас-блоком, пропущенный через блок, закрепленный на фальшборте позади вант. Оттяжка Барбера управляет точкой проводки шкота в направлении нос — корма . Установив оттяжку Барбера, сможете перенести точку проводки шкота вперед.

Подветренный борт — борт лодки, на котором расположен грота-гик, за исключением случаев, когда гик закреплен чем либо на другом борту.

Брочинг — резкий уход лодки с курса, вызванный несбалансированной работой руля и парусов. Сопровождается потерей управляемости и сильным креном, возрастающим из-за большого наклона рулевого пера и киля.

Собственно, почти все эти термины и оборудование встречались в предыдущих статьях по настройке парусов. Но поскольку, как уже упоминалось выше, управление этими видами парусов в яхтинге представляет определенную трудность , стоит их напомнить еще раз.

Ветер и галсы (курсы) яхты.

Левентик или Противный. Бейдевинд. Галфвинд. Бакштаг. Фордевинд.

на ветре — предмет, судно или опасность находятся в той стороне, откуда дует ветер; под ветром — наблюдаемый объект находится в стороне, куда дует ветер; таким же образом определяются наветренный и подветренный борта;

Галс — положение яхты относительно ветра, когда угол ветра больше нуля. Яхта идет правым галсом, если ветер дует в правый борт, и левым галсом, когда ветер дует в левый борт.

Международные морские правила предупреждения столкновения и расхождения судов на воде.

Состоят из правил движения, освещения, обмена звуковыми и световыми сигналами. В последнее время широко используются системы AIS. Яхта должна быть обязательно застрахована.

  1. Моторная яхта должна уступать дорогу всем не моторным судам.
  2. Безмоторное судно и судно не идущее под парусом должно уступить дорогу парусному судну.
  3. Если идут разными галсами, левый галс должен уступить дорогу другому судну.
  4. Если идут одним галсом, судно на ветре должно уступить дорогу.
  5. Если судно идёт левым галсом и видит другое судно с наветренной стороны, идущее неизвестным галсом, то оно должно уступить ему дорогу.
  6. Коммерческое судно идущее по маршруту навигации имеет приоритет по сравнению со всякими яхтами, даже когда они идут под парусом (просто потому что они не могут остановиться, но на практике они если есть место для манёвра, грузовые суда обходят замеченные ими яхты по дуге в пару миль).
  7. (аналогичное автомобильному) Дай дураку дорогу т.е не рассчитывай на то что шкипер другой яхты рассмотрел какой там у тебя галс и должен теперь уступить дорогу.

Паруса из кевлара

Все та же компания DuPont в 1971 году порадовала еще одной разработкой – арамидное волокно, выпушенное под маркой «Кевлар». Название стало нарицательным для всех подобных парусов. Невероятно, но этот материал прочнее стали, обладает высокой упругостью и гораздо меньше подвержен растяжению. На регатах такие паруса легко определить по характерному золотистому отливу. Плохо то, что кевлар хуже, чем полиэстер, переносит ультрафиолет, любой неудачный перегиб паруса может сильно его испортить, а от времени и солнца золотистый цвет может превратиться в коричневый.

Во время перехода

Если нету денег — надо провести выставку и обратиться к местным жителям. Кривизну лат можно регулировать натяжением булиня. Если крупная волна — грот обеспечивает большую тягу. Для улучшения всхожести на волну — можно в носу убрать койки (а спать можно на парусах). Необходимо жёсткое крепление мачты в пятнерсе на высокой и короткой волне. Требуется подняться вверх по реке — требуется моторная лодка. Для входа в устье реки — требуется дождаться прилива, измерять глубины, предварительно опознав по знакам. Если развернуться кормой к волне, где длина волны две глубины, а высота 1/10 длины, а от каждой волны 100 кг забортной воды — яхта затонет в течение 3 мин. При резком ударе гика о ванты — может поломаться мачта поэтому надо привязывать гико-таль к утке на больших яхтах или к вант-путенсам на маленьких. При пересечении экватора — выдаются шуточные удостоверения с подписью Нептуна. 75 миль от Сингапура до островов Суматры — можно пройти на 10 шлюпках. Если в салоне чужие голоса — возможно работает магнитофон. Для маневра на фарватере — надо включить мотор. Поворот оверштаг — третья часть пути по инерции, скорость должна быть больше одного узла. Если яхта при повороте получила задний ход — руль надо переложить противоположно повороту. Если отдан плавучий якорь а волны перехлёстывают через борт — надо убрать плавучий якорь. От Гибралтара до Канарских островов — 700 миль. Канарские острова — надо идти в порт Санта-Крус-де-Тенерифе.

Типы парусного вооружения

Различают следующие основные типы парусного вооружения:

  • Полное с прямыми парусами, привязанными к реям;
  • Гафельное с косыми парусами: главным — между гафелем и гиком и верхним — между гафелем и стеньгой; верхний парус может быть заменён одним или несколькими прямыми, меньших размеров.
  • Рейковое — парус поддерживается подвижным рейком. Употребляется на шлюпках и иногда для верхних прямых парусов при гафельном вооружении.
  • Шпринтовое — гафельный парус, без гика, подкреплён косым шестом (шпринтовом); для шлюпок.
  • Шпрюйтовое (гуари) — гафельный парус с высоко поднятым, «стоячим» гафелем, притягиваемым к мачте тросовым шпрюйтом, для судов и шлюпок с низкой мачтой.
  • Португальское.
  • Латинское — наиболее упрощённое для шлюпок. [ТЭ 1931(855)]

Стоянки и ночёвки

При швартовке в плохую погоду — выбрать другое место с подходящими условиями. Встречный ветер и попутное течение при швартовке — требуется буксир. Возле одного острова Суматры — голландский пограничный патруль запретил высадку. Ночевать на берегу экваториального острова не безопасно — надо ночевать на якорной стоянке. Ночное время — надо ограничить скорость движения. Если ползёт якорь — надо травить канат. Сильное течение под высокий пирс — лучше не швартоваться. Чтобы быстро уйти со стоянки нужен мощный двигатель или якорь должен быть на якорном канате и только возле якоря на цепи а не целиком на цепи. При очень сильной прибойной волне и береговом течении — надо идти ночевать в море. Спать при одиночном плавании можно только в местах с маловероятной встречей с другими судами. Контролировать состояние яхты по звуку и неуловимым факторам — ритму качки, крену, звукам. Огибая полуостров ночью при неполной луне и плотных тучах — можно принять мили две мористее. Если нет ни сил не желания поднимать второй якорь — надо уточнить место стоянки, нанести его на карту визуальные ориентиры и их створы, на якорный конец привязывается гирлянда из канистр и ярко-оранжевый рыбацкий буй. Если яхта стоит в кабельтове от берега — можно подать проводник и по нему может курсировать тузик, перевозя экипаж и грузы.

Паруса из карбона

Самый современный, дорогой и модный вариант в яхтенной индустрии, который пока смогли придумать. Карбоновые паруса легко узнать по угольно-черному цвету. В таких топовых регатах, как Кубок Америки, Volvo Ocean, TP52, яхты гонщиков оснащены исключительно карбоновыми парусами. Зрелище жутковато-завораживающе, когда эти лодки одновременно несутся во время парусных гонок вперед, под набитыми в тугую лоснящимися парусами темнее ночи. Этот жесткий материал выдерживает очень сильные нагрузки, но к слабому ветру менее чувствителен и в таких условиях может даже проигрывать парусам из дакрона. Но, как известно, погода в море меняется очень быстро, поэтому у заядлых яхтсменов-гонщиков в запасе всегда целый набор парусов, которые они обычно используют во время регатах. Из карбонового волокна, кстати, делают не только паруса, но и мачты, гики, штурвалы и много чего еще.

При выборе паруса стоит помнить, что в яхтинге, как нигде, цена имеет большое значение. Дешевый грот или стаксель прослужит недолго и может быстро потерять свою форму. Окончательная стоимость паруса зависит от общей площади, качества материала и производителя. Изготовление парусов – это, без преувеличения, целое искусство, так что таких мастерских даже в мире не так много.

Устранение поломок

Погнута и треснута мачта — требуется её заменить. Начали рваться паруса, Крен 45-50 градусов — яхте надо возвращаться в марину. Лопнул ахтерштаг — надо завести на корму спинакер-фал, большие паруса нести нельзя. Если повреждён корпус выше ватерлинии — надо его заделать эпоксидкой и стеклотканью. При поломке двигателя — нужны слесарные станки или запчасти. Если сломался руль — нужен аквалангист для починки. Если судно кто-то повредил и не хочет покрывать ущерб — надо обратиться в суд. Если сломался гик — можно оттянуть грот, проведя гроташкот через кормовой релинг. Если сломался руль — можно использовать металлическое ведро или парусную кису закреплённые на канате за кормой для управления яхтой. В случае поломки яхты — надо бороться за её живучесть, так как яхта надёжнее спасательного плота. Если рвётся кренгельс рифбанта — надо убрать грот.

Внутреннее устройство парусной яхты для чартера

Паруса, корпус, киль относятся к основным устройствам конструкции парусной яхты, но жизненно важные системы спрятаны в самом корпусе и на палубе.

Навигация на парусной яхте.

К навигационным системам относится GPS-навигация, радиоаппаратура, автопилот, радар, картплоттер, VHF, приборы штурмана, навигационные огни, карты, приливные таблицы и прочее.

image

Безопасность яхты.

Система безопасности состоит из таких основных параметров: живучесть судна, спасательная и оповещательная системы.

К живучести судна можно отнести осушительные помпы, противопожарные средства (огнетушители порошковые и пенные), герметики и инструменты для ремонта кингстонов.

Если экипаж не в состоянии побороть чрезвычайную ситуацию или кто-то из экипажа оказался за бортом судна, в силу вступает спасательная система яхты. В ее состав входят: спасательный плот, круг, жилеты, аптечка, маячки, бросательный конец.

Основные элементы из которых состоит система оповещения:

  • станция УКВ;
  • система оповещения по спутниковой связи Inmarsat;
  • SART — радиолокационный спасательный ответчик, распространяет сигнал на 70-м канале УКВ;
  • сигнальные ракеты, флаги, маячки, дымовые шашки, краски для окрашивания воды и прочее.

Бытовые системы парусной ятхы.

К бытовым системам можно отнести все, что обеспечивает все бытовые нужды: тепло, питьевая вода, пища и ее сохранение, а также сохранение удобства и комфорта.

Электричество на яхте.

Бортовая электросистема может выдавать ток на 12 В и через инвертор на 220 В. 12 В необходимо для пуска двигателя и работы большинства приборов, которые обеспечивают навигацию и безопасность. 220В — для бытовых приборов (фен, аудиооборудование, ТВ, зарядные для мобильных телефонов и ноутбуков)

Топливная система и двигатель на яхте.

В основном, топливная система парусной яхты похожа на автомобильную. За ней необходимо постоянно следить, заливать только качественные горюче-смазочные материалы и менять фильтры.

Для закрепления прочитанного материала, ниже показана схема яхты. Производители каждый год улучшают показатели управляемости и комфорта крейсерских яхт, но в целом, конструкция яхт везде практически одинакова. Как исключение — спортивные скоростные яхты, где больше внимания уделяют скорости, а не комфорту. Но это уже другая история.

А если вы хотите познакомиться ближе с яхтами и катамаранами, можете воспользоваться нашим удобным поиском по каталогу яхт, забронировать яхту, получить приятную скидку, и наслаждаться путешествием под парусом в выбранном яхтенном регионе.

Снятие с мели

Если гребень волны скручивается — значит под ним мель. Буксировочный трос — надо заложить в районе краспиц или болоков стаксель фалов и дополнительные ванты со стороны, противоположной крену. Если плотно села на мель — вокруг корпуса заводят брагу (Это такой большой толстый канат, который подвязан к фальшбортам или стаканам, чтобы не соскальзывал вниз). Если яхта коснулась грунта — надо аварийно делать поворот оверштаг: шкоты стакселя отдают, грот выбирают втугую, в левентик выносят на ветер стаксель, футштоком разворачивают нос от мели, на новом галсе выбирают втугую шкоты для создания максимального крена и дрейфа, экипаж пересаживают на подветренный борт. Если яхта села на грунт — надо убедиться что нет течи в трюме, если есть устранить, затем сниматься с мели. Если ветер затаскивает яхту больше на мель — заводят на ветер якори гуском, тот что больше должен находиться ближе к яхте. Если судно село на мель — можно дать задний ход и начать раскачивать его, описывая малыми катерами круги вокруг него.

Укладка этих видов парусов.

В отличие от основных парусов — грота и стакселя, которые ставят при выходе из гавани, спинакер всегда приходится ставить на ходу: либо когда яхта идет полным курсом, либо, как это часто делают в гонках, при переходе с острого курса на полный. Постановка спинакера, площадь которого часто превышает обмерную площадь парусности, когда яхту раскачивает волнами и ветер рвет парус из рук, — дело нелегкое. Подобные виды парусов можно успешно поставить, если заранее приготовить его, уложив в определенном порядке в мешок . Делают это двумя способами.

Первый способ укладки этого вида парусов. Раскинутый спинакер укладывают в мешок, начиная с середины нижней шкаторины, так, чтобы остались торчать из мешка сначала нижние углы паруса, а затем, после укладки оставшейся части, — фаловый угол. Все три угла осторожно, чтобы не перепутать, укладывают поверх спинакера. Задача матроса, который будет ставить спинакер, — правильно разобрать углы и заложить фал и брасы, не перепутав их. Уложенный спинакер можно ставить легко и без всякой задержки.

Второй способ укладки этого вида парусов. Разложенный спинакер постепенно, вертикальными складками собирают к центральному шву , в длинную колбаску. Затем укладывают змейкой, горизонтальными складками одна на другую в пакет по размеру мешка. При укладке пакета в мешок нужно два нижних угла оставить торчащими из-под пакета, а фаловый угол положить сверху.

Еда

Если вода начала портиться — надо её оздоровить хлоркой или пропустить через доморощенные фильтры.

Чтобы сделать котлеты — можно использовать тушёнку.

Рецепт свежих лепёшек — Заводим кислое тесто на сухих дрожжах. Греться его ставим на солнцепёк, и тесто хорошо поднимается.

Аварийный запас: продовольствие и спички — надо держать в целлофановых пакетах и пластиковых бутылках.

Яйца кайр годятся в пищу.

Из морских ежей можно сварить отвар, и использовать как основу для супа, добавив любые овощи или съедобные водоросли.

Проблемы со здоровьем

Если планируется не поездка пассажиром вдоль берега от марины к марине с долгими стоянками, а что-то больше похожее на многодневный переход по теплому морю, то всем кандидатам в команду рекомендуется пройти курсы оказания первой неотложной помощи.

Аптечка — стерильный бинт, вата, марля, салфетки, бактерицидный и обычный пластырь, йод, перекись водорода, клей БФ-6, простуда и температура: аспирин, стрептоцид (снять с производства), амидопирин, сульфадимезин, для желудка:, бесалол, беластезин, анбитал, энтеросептол, фталазол, корвалол, для сердца: нитроглицерин, валидол (не рекомендуют), обезболивающие: пиронал, анальгин, пирамидон, нашатырный спирт, вазелин, синтомициновая эмульсия, марганцовка, эластичный бинт, жгут, ножницы, пинцет.

Открытая рана — промыть перекисью (или хлоргексидином или мирамистином если они есть), кожу вокруг смазать йодом, перевязка или жгут и записку с временем наложения жгута, но не более чем на 2 часа, чтобы не омертвела конечность.

Ожог — синтомициновая эмульсия (или хлоргексидином или мирамистином) и первое время пока место ожога не подсохнет не перевязывать.

Отравление — кипячёная вода и немного марганцовки, далее крепкий чай, не есть. Марганцовка при отравлении — сомнительно и опасно для слизистой. Лучше с той же целью промывание желудка: литр тёплой воды, два пальца в рот. Повторить.

Длительные расстройства желудка — энтеросептол или фталазол.

Опасность морских гадов — от медуз до моллюсков — но те, кто занимается ещё и дайвингом, как правило, проинструктированы о том, что ничего трогать нельзя, особенно, если оно безумно красивое. Да и помощь на месте оказать вряд ли получится.

Паруса из дакрона

Один из самых популярных материалов, разновидность полиэстера. Патент принадлежит крупнейшему американскому производителю, корпорации DuPont. Эти же ребята изобрели и запатентовали тефлон. За счет специальной пропитки, эта ткань не пропускает воздух и влагоустойчива, а что еще нужно яхтсмену? Дакрон пока остается лидером рынка, благодаря также доступной цене. Интересно, что на некоторых соревнованиях по парусному спорту, например, олимпийские классы Лазер, 470, Звездный, спортсменам разрешают использовать только дакроновые паруса. Это одно из правил.

Падение за борт

Если во время шторма были спасены люди из другой яхты — после оказания им помощи и отпаивания тёплыми напитками надо усадить их на пайолы для понижения центра тяжести яхты.

В случае падения в воду — надо иметь спасательный жилет, быть тепло одетым, вдох надо делать до погружения в воду, застегнуть все пуговицы, нужно оставаться неподвижным, поджать скрещенные руки и колени, надо верить что спасёшься.

Человек после холодного купания (гипотермии) — снять мокрую одежду и заменить сухой, дать попить чего-нибудь горячего и сладкого, дать возможность отдохнуть в тёплом помещении.

После длительного переохлаждения — осторожно перенести в тёплое помещение, не сразу снять одежду. Если снаружи дать ему что-то тёплое (не просто накрыть пледом, а электро одеялом или грелками), то рецепторы дадут сигнал, что «всё, организм согрелся» — холодная кровь хлынет к сердцу и мозгу и человек умирает. Положить лицом вверх, наклонив голову немного вниз (если нет рвоты) для прилива крови к мозгу, если с трудом дышит надо сделать искусственное дыхание, посадить в таз с очень тёплой водой (руки и ноги вне воды) или приложить горячие полотенца к голове, шее, паху, груди и животу или согреть теплом другого здорового тела.

Если утопающий был под водой 5-6 минут — надо делать искусственное дыхание, если зрачки сузились и появилось дыхание — сбрызнуть лицо и грудь холодной водой и дать понюхать нашатырный спирт, обогреть сухой одеждой, одеялом и грелками.

IMHO При более длительном нахождении под водой — надо сделать всё что указано выше, сохранять голову в тепле, продолжать растирать тело. IMHO

Ветер

При ветре — спасательные жилеты должны быть надеты.

Когда погода портится и невозможно нести паруса — надо ложиться в дрейф.

Если в южном море штормовой северный ветер, белые буруны и россыпи пены а ванты гудят — надо заменить на ночь генуэзский стаксель на рабочий стаксель.

Если сильный ветер — надо убрать парус с бушприта (геную).

В мае и августе на Онежском озере дует бриз — днём с воды, вечером с суши.

Ветер от 45 до 120 градусов — ставится генуэзский стаксель или генуя.

Если ветер имеет вкус — можно определить его направление. Горьковатая солёность — западный, вест. Сухость, морского запаха меньше — северо-западный, норд-вест. Влажный, соль — зюйд-вест мокрик.

При первых признаках шквала — надо уходить от него в сторону или укрыться за островами. Если шквал выжимает судно на сушу — надо использовать якорь с канатом на 10 глубин.

Ветер до 4 баллов — основной грот и большая генуя, на полных курсах добавлялись бизань и большой апсель, на фордевинде спинакер и низкий подспинакерный стаксель и бизань, апсель только для галфинда.

Ветер от 5 до 6 — геную заменяют кливером, спинакер заменяют двумя передними кливерами на разных штагах (на ветер вносили геную, а на подветренную сторону шёл кливер, оба могут распираться спинакер-гиками, при заходах ветра какой-то из них убирается).

Ветер больше 6 баллов — убирается основной грот и ставится штормовой, вместо кливера ставится низкая генуя.

При полном курсе в шторм — штормовой грот несём зарифленным на один ряд, при крутом грот зарифливается в два ряда.

Во время шторма — зарифленный штормовой грот, или без него, или с триселем, штормовой стаксель.

При сильном штормовом галфвинде — только штормовой стаксель и бизань.

Для избегания столкновения с волнами — нужно внимательно следить за ветром, волнением и течением и, в случае неблагоприятного сочетания, сбавлять ход и уходить со стержня течения.

Если яхта идёт устойчиво в бейдевинд под углом 35 градусов к вымпельному ветру — на волнении этот угол увеличивается до 50.

Шквал — требуется устройство для сброса шкотов (на катамаранах).

При сильном попутном ветре — надо поставить штормовой стаксель и выбрать его в ДП яхты, а с кормы вытравить длинный конец или плавучий якорь.

При усилении ветра — стаксель заменяем толбоем.

Подход тайфуна — установка рейкового стакселя и штормового триселя.

Чтобы пережить сильный шторм — надо его ожидать, точьно определять положение яхты, тщательно вести записи в судовом журнале, отмечать изменение погоды в журнале, внимательно следить за изменением ветра в течении времени, не пропускать сеансы прогноза погоды.

Для предсказания погоды на раннем этапе — надо отслеживать формирование циклона на синоптической карте.

Признаки ухудшения погоды — перистые облака, закрученные ветроворотом, заслонённые кучевыми облаками, часть неба стала чёрной и пришёл ветер.

Если ветер поворачивает против часовой стрелки через север с северо-востока и усиливается на 5 м/с и барограф двигается вниз а циклон перемещается на север — надо готовиться к шторму и постоянно вести наблюдение за ветром.

Чтобы определить где находится центр циклона — надо встать лицом к ветру.

  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • мороружие
  • словарик
  • моравиация
  • кают-компания

Суда, вооруженные шпринтовыми парусами, ходили у голландских и немецких берегов Северного моря. Шпринтовый такелаж был характерен и для судов внутреннего плавания.

Коф

К морским судам большого водоизмещения со шпринтовым вооружением относили кофы (куфы). Это полные плоскопостроенные суда, которые иногда несли боковые шверты (по Д. Стилу). Судно голландского происхождения, с двумя мачтами. Когда коф шел полным ветром, то дополнительно поднимали топсель, а на фок-мачте — брифок. Кроме того, в носовой части 2—3 стакселя. На рубеже XVIII—XIX вв. коф, в основном, вооружали как галеас (рис. 449).

Тьялк

Самым типичным из всех голландских небольших судов был тьялк (тялка). Название фризское, и впервые он упоминается Н. Витсеном (N. Witsen) в 1690 г. в работе «Архитектура морских судов» («Агchitectura Navalis»). Тьялк был плоскодонным, малой осадки и, соответственно, хорошим грузовым судном для рек и прибрежных вод Фризландии. Из-за плоского днища его снабжали боковыми швертами. Большей частью его вооружали укладываемой мачтой.

Одномачтовый, и лишь в XIX в. некоторые тьялки стали нести дополнительную небольшую бизань-мачту. Грузоподъемность составляла от 30 до 80 т. Кроме шпринтового грота тьялк нес шпринтовый топсель, фока-стаксель и летучий кливер. К началу XIX в. шпринтовое вооружение тьялков часто заменяют на характерное для них гафельное, при этом грота-трисель был сравнительно низким с коротким гафелем и очень длинным гиком (рис. 450).

Шмака

Шмака (смак) — морское судно голландского происхождения, распространенное в XVIII в. на немецких побережьях Северного и Балтийского морей. Это было полуторамачтовое грузовое судно со шпринтовым вооружением, грузоподъемностью (грузовместимостью) 20—100 ласт (Ласт обычно равнялся 2 per. т или 5,66 м3, но имелись и местные отклонения). Многие шмаки имели боковые шверты, а их небольшая бизань-мачта стояла очень близко к корме. Одной из особенностей был высокий кормовой фальшборт с «кормовым бимсом» (нем. Heckbalken), который над круглой кормой образовывал отверстие, где проходил румпель руля. На грот-мачте с неспускаемой стеньгой над шпринтовым гротом на рее несли топсель. В носовой части стояли три стакселя, причем фока-стаксель крепили на фока-штаге раксами, в то время как кливер и бом-кливер были летучими.

Шпринтовое вооружение

Д. Стил довольно подробно описывает вооружение шпринтовых мачт и их паруса в работе [44] (см. ниже). Ванты. Ванты и шкентель сей-талей огоном или перевязанной петлей накладывали на топ мачты на кренгельс-строп, положенный на топ и опущенный до ее заплечиков.

Штаг. На вантах лежал штаг. На мачте его крепили незатягивающейся петлей (принятым для штага приемом). На нижнем конце штаг набивали трех- или четырехшкивными гинями. Верхний блок этих талей гаком закладывали в коуш, вплесненный в нижний конец штага, или непосредственно ввязывали в штаг. Для нижнего блока большой строп был обведен вокруг штевня и блок гаком заведен за него. Мачты кан и других внутренних и прибрежных судов находились в мачтовых «ящиках» и могли, поворачиваясь, ложиться, что выполнялось с использованием тяжелых талей штага. Штаг же ненаклоняемой мачты на нижнем конце имел юферс или блок, а в голове штевня отверстие, .через которое и проводили талреп, соединявший штаг со штевнем.

Дирик-фал. На середине шпринтова крепили дирик-фал, для чего вокруг шпринтова был оплетен «тросовый краг» или на шпринтов надевали кренгельс-строп и дирик-фал сплеснивали с ним. Лопарь дирик-фала проводили через блок на топе мачты, а затем вниз на палубу. Лопарь заканчивали коушем, в который гаком были заведены тали. Нижний блок талей крепили на обухе в палубе. На больших канах тали были двухшкивные, а на малых обычно одношкивные.

«Стоячий топенант» (нем. stehende Toppnant). Чтобы шпринтов удерживать в нужном положении и при необходимости отопить на шпор шпринтова огоном, накладывали топенант. Затем его проводили через блок на топе мачты, и, как у дирик-фала, в конец (шедший вниз) вплетали коуш, куда заводили соответствующие тали, крепившиеся на палубе.

Эренс-бакштаг. Некоторые большие каны имели эренс-бакштаги, укрепленные на топе шпринтова, подобные тем, которые стояли на бизань-рю. Кроме бакштагов от топа вниз проводили нирал. Фал кренгельс-стропом крепили в верхнем галсовом углу паруса, проводили через блок на топе мачты и вниз на палубу.

Стропка шпора шпринтова. Ее изготовляют из двух или большего числа шлагов троса. Концы троса сплетали друг с другом и созданное таким образом тросовое кольцо марлиневали. Затем его клетневали шкимушгаром и обшивали кожей. В заключение стропку найтовили к мачте и в образованное небольшое очко заводили шпор шпринтова. Шпринтовый парус

Выше стропки шпринтовый парус крепили на сегарсах мачты, а ниже стропки раксами на леере, который вели от топа мачты, и на палубе набивали юферсами. Галс крепили на утке на мачте или в обухе на палубе. Для этого несколькими шлагами галс проводили через место крепления и коуш в галсовом углу паруса и найтовали. Верхний галсовый угол таким же образом крепили на кренгельс-стропе, надетым на мачту. В нок-бензельном углу паруса тоже находился коуш, в который заводили топ шпринтова или угол паруса коушем был принайтовлен к шпринтову.

Шкот состоял из двухшкивных талей, блок которых крепили в шкотовом углу паруса, а другой на погоне, или одношкивных. Во втором случае трос крепили в шкотовом углу. Затем его вели через одношкивный блок на погоне, возвращали к задней шкаторине, где 4 футами выше шкотового угла находился блок, оттуда снова к блоку на погоне, где и закрепляли на кофель-нагеле, проходившем через блок.

Гитовы, вплесненные в люверсы задней шкаторины паруса, вели через блоки по обеим сторонам паруса в передней части верхней шкаторины и через блоки в верхней части вант. Оттуда через вант-клотни, находившиеся на половине высоты вант, к нагельной планке, которую часто подвязывали к вантам выше юферсов.

Другой тип проводки гитовов описан Д. Стилом. Два коротких шкентеля были вплеснены один в верхний галсовый угол паруса, а другой в верхнюю шкаторину в 4 футах от него. Лопарь гитова от последнего шкентеля вели через люверс в задней шкаторине в 5—6 футах над шкотовым углом и на другую сторону паруса и вверх к блоку в шкентеле верхнего галсового угла. Затем гитов вдоль мачты спускали на палубу. В верхний галсовый угол был вплеснен также и нирал, который, как и гитов, у мачты шел вниз. Каны и лихтеры

Различные типы речных транспортных судов назывались канами и лихтерами. В их конструкции были учтены особенности фарватеров рек, по которым они ходили. Подавляющее число кан имело одну или две мачты со шпринтовым вооружением.

Большие каны

В то время как на малых канах в основном преобладал простой шпринтовый парус, большие каны на Рейне, Эльбе и других реках кроме него несли фор-стаксель, кливер, брифок и марсель.

Наклоняемые мачты Шлюпы, шмаки, тьялки, каны, лихтеры и др. суда, которым на своем пути приходилось проходить под мостами, как правило, имели наклоняемые мачты. Шпор мачты помещали между двумя нижними «мачтовыми щеками», которые шли от киля и чуть выше палубы; в них мачта могла поворачиваться на железном стержне. Перед мачтой на палубе лежала пара брусьев длиной со шпор мачты, удерживавших мачту спереди. Гнездо, в котором находилась мачта, называли «мачтовым ящиком», или «кокером». На задней стороне «мачтовых щек» обычно находился железный штырь или короткий брус для опоры мачты сзади. Д. Стил упоминает, что иногда шпор мачты стоял на палубе и тогда применяли мощный шарнир. Талями фока-штага мачту при необходимости заваливали или поднимали. Для облегчения этой работы применяли специальные «спусковые» деревья, внешние концы которых привязывали к штагу выше штаг-талей, а их шпоры, поставленные на палубе рядом с мачтовым «кокером», были поворотными. При опускании мачты деревья давали штагу необходимый угол, обеспечивавший ее подъем без особого напряжения. Для облегчения подъема мачты использовали лебедку, закладывая при этом на нее талреп талей штага.

Аак

Это собирательное название большого числа рейнских судов, начиная с XVI в. Старейшее изображение аака приведено в «Вонсам проспект» (Wonsam Prospekt») из Кёльна 1530 г. Это было изображенное Keulche (кёльнское) Aaken — небольшое грузовое судно клинкерной постройки с полукруглой люковой палубой, плоскодонное, без фор- и ахтерштевней. Посредством носовой и кормовой штук судовое днище по обеим концам плоско и наискосок поднималось начиная от шкафута. Этот аак не имел боковых швертов, нес простой шпринтовый парус и фока-стаксель. Из такого типа возникли Samoreusen, Boder, Dorstensche Aaken, Ruhraaken, Neckaraaken — все клинкерные и лишь в XVIII в. у некоторых из них стали делать ахтерштевень. Нос же образовывало наклонное плоское днище. Короткий бушприт давал возможность нести кливер, и обычно такелаж ааков был подобен такелажу судов побережья. Большие ааки, например Bonder, имели две мачты, причем бизань-мачта стояла в задней части рубки (рис. 452). Барказы

Большие шлюпки на судах вооружали, в основном, как гафельный шлюп или как малую шхуну. Они имели фока-стаксель, выдвижной бушприт и могли нести летучий кливер. Обычно на шлюпке была пара вант, которые набивались талями (рис. 453).

Пинасы и гребные прамы

Их вооружали такелажем по-разному: могли иметь до трех мачт и нести бушприт, вооружение могло быть шлюповым, гуари, латинским, шпринтовым или простым прямым. Вооружение гуари Гуари, или такелаж с «выдвижной» стеньгой ( У нас его называют рейком), В. А. Фалконер описывает следующим образом. Позади мачты устанавливают латинский парус и «выдвижную» стеньгу. Нижняя часть передней шкаторины паруса подвязана к сегарсам передвигающимся по мачте, верхняя — к «выдвижной» стеньге, которая с помощью кренгельс-стропа или железных бугелей, поставленных на шпор стеньги, может перемещаться по мачте вверх или вниз. Галсовый угол паруса галсом прикреплен к мачте, а фаловый принайтовлен к топу стеньги. Этот парус поднимали фалом, коренной конец которого крепили на шпоре стеньги, проводили через шкив-гат со шкивом в топе мачты и укладывали у шпора мачты. Шкот удерживал парус сзади. Иногда на шпоре стеньги укрепляли еще нирал. Парус убирали, опуская стеньгу и прихватывая ее вместе с парусом к мачте обносным сезнем (рис. 454). Латинское вооружение

Своим происхождением латинский парус обязан арабскому судоходству, затем он появился на галерах Средиземного моря, в дальнейщем — в северо-европейских районах: его применяли на ботах XVIII в. Такелаж с этим парусом хорошо приспособлен для спокойных вод и легкого ветра; с ним достигалась довольно высокая скорость. Латинское вооружение характеризуется треугольным парусом, подвязанным к рю, висевшим под углом 45° к мачте, и короткой мачтой. Под небольшим углом к рю в верхней части паруса проходил риф-бант (рис. 455).

Шпринтовое вооружение

Боты имели 1—3 мачты со шпринтовым вооружением. Оно было несколько проще шпринтового вооружения больших судов. Обычно шпринтов висел на стропе и имел простой дирик-фал. Парус огоном надевали на топ шпринтова, а верхний галсовый угол паруса поднимали фалом. К мачте парус крепили слаблинем и он имел один гитов, простой галс и шкот-тали. Один эренс-бакштаг был прикреплен к топу шпринтова (рис. 456). Если пинас или барказ вооружали тремя мачтами, то третья стояла на гакаборте и гик шкота был вынесен за корму. На бушприте же несли стаксель (рис. 457).

Тендеры и иолы

Тендеры и иолы большей частью вооружали одной мачтой. Описанный ниже такелаж применяли и на других ботах. Вооружение «шафшинкен» (нем. Schafschinken — овечий окорок, англ, shoulder of mutton — плечо барана). Это простейшее вооружение бота. Здесь не требовались ни гафель, ни гик, ни шпринтов или рю, так как парус был треугольным и непосредственно подвязан к мачте. Парус имел только фал, галс и шкот и дополнительно простой фока-стаксель, что для небольшого бота было вполне достаточно (рис. 458).

Люгерное, или рейковое вооружение

Бот с люгерным парусом был оснащен так же, как малое «шас-маре» (рис. 459).

Вооружение «сетти» (нем. Settieta-kelung)

Оно известно также под названием вооружение шебеки и похоже на треугольный латинский парус. Отличием являлось лишь то, что передняя шкаторина паруса шла под несколько иным углом, чем шкаторина паруса у рю, что превращало парус в четырехугольный. Рю был коротким и угол подвеса меньше 45°. Риф-сезни проходили по риф-банту, расположенному на высоте около 1/5 кормовой шкаторины и шедшему параллельно слегка закругленной нижней шкаторине паруса. Рю имел фал, дирик-фал, галс-тали и один эренс-бакштаг. Парус был подвязан к рю и имел галс и шкот (рис. 460).

Ссылка на основную публикацию
Похожее