Транцевые плиты — излишество или необходимость?
Транцевые плиты предназначены прежде всего для облегчения выхода катера на режим глиссирования. Особенно это актуально в тех нередких ситуациях, когда судно бывает перегружено. Знакомая картина: волею капитана пассажиры перемещаются в носовую часть, и только после этого катер лениво, с длинным разбегом, но все-таки ко всеобщему ликованию преодолевает сопротивление воды. А бывает, что и не преодолевает.
Управляемые транцевые плиты служат в подобных случаях удобным подспорьем. Судоводитель изменяет угол атаки плиты к набегающему потоку, получая при этом дополнительную подъемную силу, приложенную в кормовой части судна. Точно так же, выбрав оптимальное положение плиты, можно сохранить режим глиссирования при оборотах двигателя, меньших, чем в стандартных условиях, или устранить крен, возникающий из-за неравномерного распределения весовой нагрузки либо действия бокового ветра. Кроме несомненного упрощения работы судоводителя, все эти варианты использования плит обеспечивают экономию топлива и позволяют эксплуатировать двигатель в щадящих режимах, избегая перегрузки. (Физическая картина действия транцевых плит подробно представлена в статье «Глиссирование под контролем», «КиЯ» №196.)
По типу привода современное управляемые транцевые плиты можно разделить на две категории — электромеханические и электрогидравлические.
В первом случае приводом является электродвигатель (рис. 1). Он размещается непосредственно в цилиндре исполнительного механизма, обеспечивающего перемещение плиты. Преимущество электромеханических транцевых плит заключается в быстроте монтажа, который сводится к установке плит на транце и прокладке электрических кабелей. Недостаток — низкая стойкость к механическому воздействию. Удары, приходящиеся на плиту, жестко передаются на исполнительный механизм, ломая шестеренчатый редуктор.
Работу транцевых плит с электрогидравлическим приводом обеспечивает электрический гидронасос (рис. 2), который размещается в наиболее удобном месте трюмного пространства. Исполнительным механизмом здесь является гидроцилиндр, в полости которого по шлангам подается гидравлическая жидкость. Гидроцилиндр достаточно устойчив к механическим повреждениям, а при необходимости замены его цена оказывается значительно ниже, чем электрического аналога.
Крупнейшим производителем управляемых транцевых плит с электрогидравлическим приводом (рис. 3) является . Выпускаемые ею плиты входят в стандартную комплектацию глиссирующих катеров многих известных брендов. Вот лишь некоторые из них: в США — «Bayliner», «Sea Ray», «Regal», «Four Winns», «Chaparral», «Monterey»; в Великобритании — «Sunseeker», «Princess», «Fairline»; в Финляндии — «Bella», «Flipper», «Aquador»; в Италии — «Azimut», «Ferretti» и др.
Модельный ряд разнообразен по ассортименту. Можно подобрать транцевые плиты для судов до 25 м длиной, рассчитанных на скорость до 60 уз и с любым типом энергетической установки.
Предусмотрены варианты комплектования транцевых плит различными видами управляющих контроллеров — кнопочными или джой-стиковыми. Можно установить контроллер с индикаторами положения плит (рис. 4).
Существует электронный блок, который обеспечивает автоматическое управление плитами на всех режимах движения судна, а его работа — не только динамичный выход судна на глиссирование, но и эффективную работу плит в режиме «успокоителей» качки, особенно на длинной волне (рис. 5).
Большую популярность приобрела модификация «Sport» с оригинальным профилем плиты.
Так нужны ли транцевые плиты или можно без них обойтись? Наверное, каждый судоводитель должен сам ответить на этот вопрос. Судовые транцевые плиты лежат в той же «плоскости» потребительских интересов, что и многие автомобильные системы. Кому-то из нас стали привычными и необходимыми гидроусилитель руля или ABS, а кто-то легко обходится и без них.
Примерная стоимость комплекта плит составляет 800 долл., а электронного блока автоматического управления — около 450 долл. Это много, по сравнению с ценой «Вихря» и «Казанки», но несущественно при масштабах стоимости современного 7-метрового судна.
В комплект транцевых плит «Bennett» входит CD-диск, где на видеоролике наглядно представлена последовательность их установки. Таким образом, монтаж плит, как правило, трудностей не вызывает, но все же установочные работы лучше доверить специалисту сервисного центра (или судостроителю при заказе нового катера).
Транцевые плиты и гидрокрылья. Улучшаем ход судна…
Глубоко заблуждаются те, кто полагает, что транцевые плиты и гидрокрылья нужны катерам только в том случае, если судно не правильно настроено. Такое возможно и было верным лет двадцать тому назад, когда еще на сцене не появились легкие и прочные килеватые корпуса, однако и в наши дни транцевые плиты своим присутствием на борту способны принести пользу.
Хотя разнообразие конструкций транцевых плит и моделей гидрокрыльев весьма велико, принцип их действия практически одинаков…
Чем больше надстройки или, точнее, площадь надстроек у судна с глиссирующим корпусом, тем больше влияние ветра, сносящего корпус с выбранного курса, и для удержания которого потребуется вести судно под углом к ветру, а не по курсу…
Для этого штурвал следует повернуть так, чтобы судно оставалось на курсе, но для судов с глиссирующим корпусом, которых обычно уводит внутрь поворота (как и все прочие монокорпусные суда), в повороте нужно будет штурвалом не только компенсировать естественный завал корпуса, но и снос по ветру.
Мы все с этим сталкивались, когда пытались пересечь узкий залив в хорошую волну, направляя лодку на 15 градусов к ветру. Во время движения лодка начинает хлопать бортами по волнам, что не только повышает крен и лишает плавание на ней даже следов комфорта, но и существенно затрудняет управление лодкой. В результате Вам постоянно придется бороться с волнами, чтобы задать правильное положение корпусу лодки, меняя наклонение мотора и работая регулятором газа.
Выравнивание лодки подвесным мотором или кормовым приводом не устранит крена корпуса, но с помощью транцевых плит дела пойдут совсем иначе и результат будет достигнут проще и быстрее, поскольку все характеристики судна и его управляемость улучшатся.
Хотя разнообразие конструкций транцевых плит весьма велико, принцип их действия практически одинаков. Подвижные пластины, устанавливаемые поперек транца, принудительно отклоняются, направляя вниз поток воды, сообщая корпусу тем самым подъемную силу. В итоге корма поднимается, а нос лодки опускается. Подобным же образом можно регулируемые пластины наклонять независимо, и, опуская одну пластину, компенсировать крен корпуса лодки.
Если транцевую плиту по правому борту опустить, то правый борт лодки начнет подниматься, а левый борт опускаться, ну и наоборот. Однако положение носа и кормы не изменится, если двигаться будет одна только плита, и корпус судна начнет уходить одним бортом, одновременно опуская нос. Используя различные комбинации углов наклона транцевых плит, положение корпуса лодки можно выровнять для компенсации негативного влияния состояния воды, ветра или неравномерности распределения груза на борту.
Каждый корпус потребует различной степени отклонения каждой транцевой плиты для достижения требуемого результата, но всегда изменять положение плит следует постепенно, избегая резких движений. Если плита будет слишком наклонена, явно будет ощутимо ее тормозящее влияние, упадет скорость и тяга, судно начнет раскачиваться. В общем, чем меньше наклонены плиты, тем лучше.
Особенно эффективны плиты на небольших судах, прежде всего при изменении состояния воды или размещения пассажиров на борту, а также при значительной выработке запаса топлива. Кроме того, на малых судах различными системами транцевых плит легче будет добиться влияния на ходовые характеристики.
Для быстроходных сильно килеватых катеров со стационарными двигателями типа водометов, а также для большинства поверхностных (болотных и мелководных) двигателей транцевые плиты окажут немедленное кренящее или выравнивающее действие, или увеличат угол атаки корпуса, что облегчит выход на глиссирование и движение судна сделают более ровным.
Транцевые плиты на лодке пвх (Просматривает: 1)
Пащук
Пащук
dqdmitry
Пащук
Винт стоял на 13,ПЛМ развивал только 4800,сейчас поставил на 12 стал раскручивать 5300,есть еще на 11 но пока не испытывал
dqdmitry
Спасибо,что откликнулся,да задача пока для меня с тремя неизвестными,лодка гарантийная но это все в посл очередь,тут мне кажется вся бяка в распределении груза,корма сильно пригруженна,но это необходимый груз и в лодке как в гараже все на своих местах должно быть.Как я и писал нос начинает хлопать по воде когда скорость более35кмч,а это по тох 4500,и я не думаю что у всех Касаток так, как не каждый так грузит и распределяет вес в лодке.Все это происходит очень быстро,чуть больше скорость и сразу начинается дельф-ние и при сбрасывании скорости пропадает .Это не первая у меня лодка в таком размере,и загруженность такая же была но,такого не было.
———- Сообщение добавлено в 16:07 ———- Предыдущее сообщение размещено в 16:02 ———-
Винт стоял на 13,ПЛМ развивал только 4800,сейчас поставил на 12 стал раскручивать 5300,есть еще на 11 но пока не испытывал
Про заморочку с гарантией сам такой же, понимаю. Как понять корма сильно пригружена? У меня так, если в одного (пишу про езду без ДУ) — я за румпелем (85кг)+бак литров 20 у самого транца. При выходе на глис всем телом сползал вперед, «кобра» 1-2сек., затем лодка идет нормально. На прямой даже полный газ давал. Мотор на 3 дыре (у ямы их 5, на 2-й чуть легче, но скорость чуть меньше). Дельфина не было, скорее наоборот ощущение что лодка «подлипает», хоть и идет быстро. А вот чего не видел со стороны — так это площади смоченной поверхности на скорости. Просил товарища проехать с таким распределением груза, он побоялся «кобры», толком не проехал, как и меня на камеру не снял. Пишу к чему — чтобы причину выяснить. В чем она. Смущает что обводы на фото на глаз — не придерешься. Что же все таки B58 сказал? Понимаю что на другом форуме спрашивали, но лезть не охота. А попробуйте (если можно, предлагаю на «ты») рулеткой померить расстояние от верхних точек вклейки транца до носа. Одинаковые ли они? И еще от концевиков до транца. и по миделю и по транцу от центра до баллонов. Всетаки, если дело будет в геометрии, наверное лучше с гарантией заморочится, чем еще на плиты тратится, имхо.
Блин, самому интересно, кто что посоветует. Видимо спецы еще не прочитали.
Для чего нужны транцевые плиты
Отгиб днища вниз у транца.
Если катер при глиссировании сильно садится кормой (как говорят специалисты, идет с большим дифферентом на корму), это можно исправить.
Нужно закрепить на днище у транца подпорный клин, как показано на рис. 250
.
Высота клина должна составлять примерно 1—1,5 см на каждый метр ширины днища, а ширина (размер по длине катера) 15—30 см на метр ширины днища.
Чем ближе к транцу расположены двигатель, баки с горючим и пассажиры, тем более крутым должен быть клин. Наружную поверхность клина прострагивают таким образом, чтобы она плавно, по радиусу, переходила в поверхность днища.
Отгиб днища вниз у транца, образуемый при установке такого клина, повышает гидродинамическое давление на этом участке, выравнивающее катер на ходу.
Следует помнить, что для каждого корпуса существует оптимальный угол глиссирования (в пределах 4—6°). Если дифферент после установки клина станет меньше этого угла, соответственно увеличится смоченная длина днища, возрастет сопротивление, снизится скорость катера. Слегка подстрогав клин, можно добиться наиболее выгодного угла глиссирования.
Продление днища за транец
. Короткие и легкие лодки с подвесным мотором часто оказываются неустойчивыми на ходу: движутся скачками, шлепают носом — «дельфинируют», как называют это явление судостроители. Причина в том, что центр тяжести такой лодки размещен слишком близко к корме, подъемная гидродинамическая сила (рис. 251)
, выталкивающая лодку из воды, оказывается приложенной впереди линии действия силы тяжести D . В результате нос лодки подбрасывается вверх до тех пор, пока подъемная сила не переместится к транцу.
Продление днища на величину L за транец смещает на величину А в корму и точку приложения гидродинамической подъемной силы, благодаря чему лодка перестает «дельфинировать».
Если этого недостаточно, необходимо передвинуть вперед место водителя, топливный бак и снабжение. Может потребоваться и увеличение наклона подвесного мотора (см. совет 273).
Наиболее эффективным средством регулировки дифферента являются регулируемые транцевые плиты. Обычно они представляют собой две небольшие пластины, шарнирно закрепленные к транцу в продолжение днища (рис. 252) .
С помощью различных устройств пластины можно отклонять вниз на небольшой угол ос. При этом на каждой из них создается значительное гидродинамическое давление, результирующая сила которого А
направлена вверх перпендикулярно поверхности плиты.
Эта сила пропорциональна квадрату скорости катера, а ее вертикальная составляющая D
стремится поднять корму катера, т. е. уменьшить ходовой дифферент. Сила сопротивления плит движению R обычно невелика.
Этот способ уменьшения ходового дифферента особенно рекомендуется для катеров с двигателями, установленными в корме, или для легких мотолодок с двухмоторной установкой.
В зависимости от изменения нагрузки и скорости с помощью таких плит можно каждый раз «настраиваться» на оптимальный дифферент. Например, мотолодка, показывающая хорошую скорость с одним человеком, может идти в переходном к глиссированию режиме с четырьмя человеками на борту.
Транцевые плиты для катера и их предназначение
Владельцы катеров прекрасно знают, что высота судна напрямую влияет на парусность. Соответственно, с увеличением параметра его будет сносить ветром. Чтобы держать намеченный курс, можно наклонить подвесной мотор. Но метод не всегда эффективен. В большинстве случаев он не способствует устранению крена. Чтобы решить проблему, достаточно купить транцевые плиты на нашем портале. Их стоимость приемлема, а после установки вы получите максимум удовольствия от выхода на воду.
Устройства повышают управляемость, увеличивают характеристики хода. Суть их работы едина вне зависимости от выбора модели: при установке поперек транца устройства отклоняют поток воды, перенаправляя его вниз. Комбинируя углы наклона, вы сможете избавиться от влияния ветра или снизить негативное воздействие из-за неравномерного расположения груза.
Но при использовании дополнительного механизма нужно придерживаться правил. Например, нельзя резко менять угол наклона. В противном случае можно потерять управление. Подробную консультацию об использовании пластин вы можете получить у наших менеджеров. Они ответят на интересующие вопросы, чтобы развеять сомнения.
Транцевые плиты и гидрокрылья. Улучшаем ход судна…
Глубоко заблуждаются те, кто полагает, что транцевые плиты и гидрокрылья нужны катерам только в том случае, если судно не правильно настроено. Такое возможно и было верным лет двадцать тому назад, когда еще на сцене не появились легкие и прочные килеватые корпуса, однако и в наши дни транцевые плиты своим присутствием на борту способны принести пользу.
Хотя разнообразие конструкций транцевых плит и моделей гидрокрыльев весьма велико, принцип их действия практически одинаков…
Чем больше надстройки или, точнее, площадь надстроек у судна с глиссирующим корпусом, тем больше влияние ветра, сносящего корпус с выбранного курса, и для удержания которого потребуется вести судно под углом к ветру, а не по курсу…
Для этого штурвал следует повернуть так, чтобы судно оставалось на курсе, но для судов с глиссирующим корпусом, которых обычно уводит внутрь поворота (как и все прочие монокорпусные суда), в повороте нужно будет штурвалом не только компенсировать естественный завал корпуса, но и снос по ветру.
Мы все с этим сталкивались, когда пытались пересечь узкий залив в хорошую волну, направляя лодку на 15 градусов к ветру. Во время движения лодка начинает хлопать бортами по волнам, что не только повышает крен и лишает плавание на ней даже следов комфорта, но и существенно затрудняет управление лодкой. В результате Вам постоянно придется бороться с волнами, чтобы задать правильное положение корпусу лодки, меняя наклонение мотора и работая регулятором газа.
Выравнивание лодки подвесным мотором или кормовым приводом не устранит крена корпуса, но с помощью транцевых плит дела пойдут совсем иначе и результат будет достигнут проще и быстрее, поскольку все характеристики судна и его управляемость улучшатся.
Хотя разнообразие конструкций транцевых плит весьма велико, принцип их действия практически одинаков. Подвижные пластины, устанавливаемые поперек транца, принудительно отклоняются, направляя вниз поток воды, сообщая корпусу тем самым подъемную силу. В итоге корма поднимается, а нос лодки опускается. Подобным же образом можно регулируемые пластины наклонять независимо, и, опуская одну пластину, компенсировать крен корпуса лодки.
Если транцевую плиту по правому борту опустить, то правый борт лодки начнет подниматься, а левый борт опускаться, ну и наоборот. Однако положение носа и кормы не изменится, если двигаться будет одна только плита, и корпус судна начнет уходить одним бортом, одновременно опуская нос. Используя различные комбинации углов наклона транцевых плит, положение корпуса лодки можно выровнять для компенсации негативного влияния состояния воды, ветра или неравномерности распределения груза на борту.
Каждый корпус потребует различной степени отклонения каждой транцевой плиты для достижения требуемого результата, но всегда изменять положение плит следует постепенно, избегая резких движений. Если плита будет слишком наклонена, явно будет ощутимо ее тормозящее влияние, упадет скорость и тяга, судно начнет раскачиваться. В общем, чем меньше наклонены плиты, тем лучше.
Особенно эффективны плиты на небольших судах, прежде всего при изменении состояния воды или размещения пассажиров на борту, а также при значительной выработке запаса топлива. Кроме того, на малых судах различными системами транцевых плит легче будет добиться влияния на ходовые характеристики.
Для быстроходных сильно килеватых катеров со стационарными двигателями типа водометов, а также для большинства поверхностных (болотных и мелководных) двигателей транцевые плиты окажут немедленное кренящее или выравнивающее действие, или увеличат угол атаки корпуса, что облегчит выход на глиссирование и движение судна сделают более ровным.
Конструкции транцевых плит
Сегодня для изменения положения плит используются два основных типа толкателей – электрогидравлические и электромеханические. Существующие электрогидравлические системы состоят из гидравлического привода, в основном использующего 12-вольтовый реверсивный мотор для приведения в действие небольшого насоса высокого давления, и из масляного резервуара в замкнутом корпусе, который крепится изнутри к транцу поближе к плитам.
Короткие шланги от насоса проходят к подвижной раме, часто через отверстия в опорной раме и через непременно высверливаемые в транце отверстия. Это означает, что у системы отсутствуют длинные внешние шланги, которые могут цепляться и собирать грязь. Направление вращения электромотора управляется переключателем с приборной панели судоводителя. Соленоиды на моторе управляют включением цепей высокого напряжения, поэтому к переключателю на приборной доске подведены сравнительно тонкие быстросъемные провода.
Электромеханические системы управления транцевыми плитами состоят из электромотора, работающего на червячную передачу. В качестве примеров можно назвать изделия «Lectro Tab» и «Lenco». Эти системы быстро срабатывают, весьма надежны и не имеют люфта.
Размер транцевых плит должен соответствовать параметрам судна, характеристикам двигателя и целям, которых вы стремитесь достигнуть с плитами. Практика же говорит, что для среднего случая и для плиты длиной 230 мм (9 дюймов) от стенки транца до обреза плиты, ширина этой плиты должна составлять примерно 1/12 длины лодки.
Основным различием гидравлических и электрических систем является их прочность. Электрические транцевые плиты установить проще, хотя бы потому, что электромотор находится внутри толкателя. Если же уплотнения не справятся, то вода зальет толкатель. В гидравлических же системах приводной мотор располагается внутри лодки, что обеспечивает их сравнительно большую долговечность, благодаря чему они служат не менее 15 лет.